Кто был в Большой Франции с М.Болдуманом, несомненно вспомнят его рассказы о французских винах и о том, как надо правильно дегустировать вина
С бокалом по жизни: искусство дегустаций
Что такое дегустация? Гедонистический акт или серьезная работа? О том, что такое дегустация, когда впервые появилось это искусство, и как оно развивалось в древности и по сей день – расскажут кависты бутиков "Коллекция вин". Момент времени между тем, как вы взяли в руку бокал вина и тем, когда вкус вина замирает у вас во рту, это дегустация. Дегустировать - значит изучать, анализировать, описывать, оценивать и классифицировать полученные вкусовые ощущения.
Искусство дегустации такое же древнее, как само виноделие. Оно и есть тот самый сакральный миг, когда человек решает - быть или не быть вину. В 1321 году говорили «примерять» (essayer) вино, в 1573 «тестировать» (taster), в 1631 - «пробовать» (gouter). И только в 1813 году впервые в официальном документе, подписанном Наполеоном, встречается слово «дегустировать» (deguster).
Древние дегустаторы
Первые упоминания о дегустации встречаются еще у древних греков. Вино, которое считалось напитком богов, становится, тем не менее, разменной монетой. За амфору с вином можно купить раба. Соответственно и качество вина влияет на его ценность. Без дегустатора, который даст правильную оценку, не обойтись. У древних греков было принято дегустировать вино непосредственно в момент покупки, что называется, прямо из горла. Если вино оказывалось плохим, сделка срывалась.
Первые дегустаторы руководствовались самыми простыми понятиями: вино красное или белое, сухое или сладкое, нравится - не нравится.
Современный
«Словарь вин» Ферэ (Feret) содержит более 450 специальных терминов, описывающих сбалансированность вина, его аромат, вкус, выдержанность, цвет, насыщенность, полноту. Древние же обходились парой десятков слов. Что, впрочем, не мешало им составлять свои винные классификации.
Античный натуралист Плин пишет о трех категориях вина. Вина первой категории, наиболее крепкие и выдержанные, предназначались для высшего класса. Вина второй категории, более молодые, фильтрованные, выпивались в тавернах античным «средним классом»: рабочими и ремесленниками. Для рабов и черни предназначались вина третьей категории. По сути это была натуральная бражка, нефильтрованный спиртной напиток, разбавленный водой. То есть, уже в древности хорошее вино было признаком класса и уровня жизни. У греков больше всего ценилось вино Le Maroneen, наиболее древняя из известных марок вина. На хорошем счету было афинское вино Le Parmnien, а также сладкие вина со знаменитого острова Лесбос.
Римляне, в отличие от греков, не имели обыкновения дегустировать вино непосредственно во время сделки. О содержимом амфоры покупателю рассказывала надпись на сосуде. На амфоре 50 года нашей эры можно прочесть «Я - вино из Безье и мне пять лет». Фактически еще в Древнем Риме появилось понятие «происхождение вина», которое сегодня является обязательным атрибутом любого уважающего себя напитка. Наиболее известным в Римской империи вином считался Фалерн, которым восхищался Гораций. Это вино, прежде чем достигнуть зрелости, выдерживалось как минимум десять лет. Дегустаторы того времени давали высокие оценки зрелым сицилийским винам.
Страхи Средневековья
В Средние века виноделием во Франции занимались в основном короли и монахи. Очередной князек, штурмом взяв замок, первым делом основывал там винодельческое хозяйство. Монахов не трогали: посягать на лозу и рясу было плохой приметой как у местных феодалов, так и у залетных варваров. Виноделие превратилось в закрытый мирок, куда не допускались посторонние. Для дегустаторов наступили плохие времена. Дать высокую оценку вину - значит навлечь на себя гнев соседа-конкурента, а если качество оставляло желать лучшего, то страшно сказать об этом хозяину, ведь он король!
На рынке в основном молодые вина, поскольку техника консервации только зарождалась. В общем, мрак, да и только. Одно слово - Средневековье. Молодое вино, производимое в то время, часто было попросту кислое. Чтобы как-то разнообразить его вкус, в бокал добавляют мед, специи и ароматические приправы. Так рождаются первые «нектары»: белые вина с добавлением меда и ароматной корицы.
В торговле вином процветает плутовство и мошенничество. Нечистые на руку дельцы идут на все, чтобы продать своим клиентам вино низкого качества. В сосуды с дурным вином добавляют немного хорошего, для аромата. Дегустаторов перед пробой закармливают пикантными сырами, чтобы начисто отбить у них обоняние и вкус. В ответ на хитрости негоциантов рождаются первые правила дегустации: «Согласно обычаям Болони, тот, кто пробует вино, не должен перед этим употреблять соленой или горькой пищи, ни того, что отбивает вкус».
С бокалом жить не запретишь!
Впрочем, несмотря на все препятствия и каверзы, искусство дегустации постепенно набирает все больший вес.
В 1312 году король Франции Филипп Красивый своим указом создает компанию Courtiers-Gourmets-Piqueurs de Vins, предтечу современных обществ дегустаторов. Эта компания, которая занялась оценкой и классификацией вин, существует в Париже по сей день.
На
эпоху Возрождения приходится расцвет многих искусств, в том числе и искусства дегустации. Церковь теряет свой эксклюзивный контроль над виноделием, многие плантации переходят в частные руки, зарождается энология, «наука о производстве вина». В моде вечный "праздник жизни", металлические кубки вытесняются изящными хрустальными бокалами на ножке, а у дегустаторов появляются новые возможности для оценки внешних качеств напитка.
Происходит переворот и в самой дегустации. Теперь вино оценивают не просто как напиток, но и как дополнение к тем или иным блюдам. В вино уже не добавляют мед или специи, чтобы замаскировать его вкусовые огрехи. Оно теперь - часть гастрономического процесса, участник все новых и новых фантастических комбинаций. Роль дегустаторов в этом процессе сложно переоценить.
Таблица Мопана как новый прорыв
XVIII век еще называют «веком просвещения». В моде элегантный вкус, комфорт, изысканность и рафинированность. На это время приходится множество великолепных открытий в науках и искусстве. Гений, витающий в атмосфере, задевает своим крылом и дегустацию. К тому времени уже известно, что человеческий язык является основным рецептором вкусовых ощущений. В 1751 году ботаник Линэ дает подробное описание десяти главных вкусовых ощущений: влажное, сухое, кислое, сладкое, горькое, соленое, жирное, пресное, острое, слизистое. Вооруженные этим знанием дегустаторы создают все новые и новые образы в оценке и описании вин.
В 1779 году никому не известный
агроном Мопан публикует свою таблицу оценки вкусовых качеств вина. В ней около сорока понятий, которыми сегодня пользуются все от мала до велика: «утонченность» (finesse), «характер» (esprit), «текучесть» (coulant). Отныне у дегустаторов есть свой собственный язык. Со временем словарь будет расширяться и дополняться, пока не достигнет современного уровня в 450 слов, позволяющих описать все возможные оттенки дегустируемого вина.
Благодаря прогрессу, все больше и больше людей увлекается дегустаторством. Среди них и посол Соединенных Штатов Томас Джефферсон. Во время своего пребывания во Франции он пробует и описывает более 200 марок вина из различных регионов страны.
Право выбирать и выпивать
После Великой французской революции привилегия пить качественное вино перестает быть уделом аристократии. Потребительский рынок переживает настоящий расцвет. Как пишет английский историк Теодор Зельдин, «французский народ одним махом заполучил себе право выбирать и право выпивать». Задача дегустаторов теперь не утонуть в этом винном потоке. С помощью различных классификаций они создают иерархию в винном королевстве, помогая потребителям разобраться что к чему.
Авторитет дегустатора теперь непререкаем. От его слова зависит, к какой категории отнесут вино, и получит ли оно право вообще называться таковым. Так появляется на свет знаменитая классификация вин Бордо 1855 года, которая и по сей день является для многих эталоном качества.
Возникает разделение вина на «повседневное» (ordinaire) и «высшего качества» (fin, de qualite).
Меняется и само отношение к вину. Как пишет в 1838 году
Александр Дюма-отец, «Вино - это интеллектуальная часть обеда, в то время как мясо не более чем его материальная часть». Теперь настоящие ценители вина едят для того, чтобы пить. В ресторанах заказывают гораздо меньше блюд и гораздо больше сопутствующих вин. Причем салаты сопровождаются ординарными винами, мясные блюда - бордо и бургундскими, а десерты - мускатами, токаем и сладким шампанским.
В гастрономических справочниках появляются
хвалебные оды вину. Вот что сообщает читателям «Альманах гурмана», одно из ведущих кулинарных изданий того времени: «Вино - лучший друг человека, если употреблять его умеренно, и самый большой враг, если им злоупотребить. Это спутник по жизни, утешитель печалей, залог процветания, источник настоящих чувств. Это молоко для стариков, вдохновение для молодых и проводник для гурманов. Лучшая еда без вина - это как бал без оркестра».
Искусство дегустации выходит на качественно новый уровень. Теперь это уже скорее наука, где на смену интуитивным прозрениям приходят строго выверенные, почти математические построения. Вот, например, описание того, как проявляются в вине четыре основных вкуса: сладкий, кислый горький и соленый. Его приводит один из лучших дегустаторов XIX века Брилат-Саварин в своей книге
«Физиология вкуса»:- сладкий, ощущаемый кончиком языка, первый распознаваемый вкус, вызывает умеренную реакцию,
- соленый, на который реагирует язык по краям, редко встречается в вине,
- кислый ощущается основными рецепторами поверхности языка, возникает через несколько секунд после сладкого и длится немного дольше,
- горький проявляется позже остальных, но превалирует над другими вкусовыми ощущениями.
Кроме того, Саварин разделил вкусовые ощущения на «прямые или непосредственные» (атака), «полные» (послевкусие) и «обдуманные» (оценка).
А ну-ка, сомелье!
ХIХ век стал настоящим прорывом в развитии дегустации. Он ввел в обиход дегустаторов основные термины и понятия, без которых немыслима наша сегодняшняя оценка вкусовых качеств вина. Такие, например, как «послевкусие» или «танин». ХХ век лишь оформил и дополнил то, что был создано предшественниками.
Виноделие становится фундаментальной наукой, дегустация - одним из ее направлений, а само вино окончательно сливается с гастрономией. Сегодня ни один приличный туристический справочник не обходится без описания местных ресторанов и содержимого их винных погребов. А сам процесс дегустации все больше и больше напоминает Олимпийские игры. С бесчисленными конкурсами среди любителей и профессионалов.
Например,
ежегодный чемпионат Франции среди дегустаторов или конкурс «Лучший сомелье мира». Самые известные дегустаторы и сомелье в мгновение ока становятся миллионерами и звездами экрана. Поэтому основная проблема, которая стоит сегодня перед дегустацией - это объективность суждения. Действительно ли дегустатор говорит то, что пробует и пробует то, о чем говорит? Но это уже совсем другая история.
http://style.rbc.ru/menu/2007/09/12/36074.shtml
Праздники молодого вина проходят во всех винодельческих районах мира. Везде, где люди выращивают виноград и делают вино, принято радоваться и пировать в день, когда открывают первую бутылку нового сезона. Французы, великая винодельческая нация, продвинулись в этом вопросе дальше других – их праздник Божоле нуво отмечает весь мир.
Официальная дата рождения праздника -
9 ноября 1951 года, а мировое помешательство случилось в середине семидесятых. Особенно любят Божоле нуво (и праздник, и вино) японцы. Россия по понятным причинам присоединилась сравнительно недавно, но и у нас появились поклонники этого праздника.
Итак, в среду Beaujolais Nouveau начало свой путь из винных погребов по свету. К четвергу его успеют доставить в другие страны, оно поступит в розничную торговлю и в рестораны. Что в этом празднике самое главное? Пожалуй, чувство сопричастности и единого порыва, в котором люди во всем мире в третий четверг ноября пьют молодое вино. Вот за атмосферой и коллективным весельем и надо идти в ресторан в этот день.
http://style.rbc.ru/menu/2007/11/15/39816.shtml
Владислав Волков.
Дегустация вин (ч.1).
Твердое бордо, спелое кьянти
Бархатистое, гибкое, спелое, или - сильное, сложное, твердое…Так говорят о вине профессиональные дегустаторы. Попробуем, воспользовавшись их советами, самостоятельно оценить вкус, цвет и аромат различных вин
Первые опыты
Пригласите на свою первую дегустацию 4-6 человек. Такое количество участников позволит всем спокойно высказаться, не мешая друг другу, и собрать достаточное количество мнений о дегустируемых винах. Подготовьте для своих гостей список напитков, которые им предстоит попробовать, и блокноты для записей впечатлений от каждого из них. Эти записи принято начинать с даты дегустации, названия вина и года сбора урожая.
Попросите собравшихся
не курить и не пользоваться парфюмерией перед началом и во время дегустации. Сильные ароматы духов и табака только помешают нормальному восприятию вин. Кроме того, доказано, что после одной выкуренной сигареты обоняние восстанавливается в течение 4-6 часов, а это значит, что до 30% информации о пробуемых винах пройдет мимо вас.
Подбирая вина для первой дегустации, советуем взять вина разных стилей и типов:
1. белое сухое без выдержки в дубе - например совиньон блан
2. белое сухое с выдержкой в дубе - отлично подойдет шардоне
3. красное сухое легкого стиля - божоле, вальполичелла, барбера д’Асти
4. насыщенное красное сухое в выдержкой в дубе – риоха ресерва, кьянти рисерва
5. сладкое вино – белые сотерн, токай, трокенберенауслезе, красное речотто
Напитки приведены в том порядке, в котором их следует подавать во время дегустации - от белых к красным, от сухих к сладким, от более легких - к более насыщенным. Белые вина следует охладить до 10ºС. Если вы хотите продегустировать три типа вин, лучше оставить № 1, 4 и 5. В зависимости от ваших собственных предпочтений или вкусов ваших гостей последнюю позицию вы можете заменить каким-нибудь крепким вином, например портвейном (Porto Ruby или Tawny), сладким хересом (Sherry Cream) или игристым вином брют (испанское Cava, французское Champagne или Cremant, итальянское Prosecco). Если вы остановите свой выбор на игристом, подавайте его первым и не забудьте хорошо охладить.
Помещение для дегустации должно быть просторным (например, гостиная) и хорошо проветриваемым. Желательно, чтобы температура в нем не превышала 20-22ºС. Освещение - естественное или от ламп "дневного света". Свечи использовать не стоит: их света недостаточно для оценки цвета и текстуры вин, к тому же при горении возникают посторонние запахи. Стол должен быть накрыт белой скатертью. Если ее у вас нет, положите перед каждым участником лист белой бумаги.
Закуски во время дегустации подавать не стоит. В крайнем случае, можно ограничиться каким-нибудь нейтральным
сыром и виноградом. Что вам обязательно потребуется, так это несладкий пшеничный хлеб, лучше всего - свежий французский багет, и простая очищенная питьевая вода, которую можно найти в любом магазине. В перерывах между пробами хорошо пожевать хлеб и запить его водой, чтобы освежить рот и подготовиться к дегустации следующего напитка.
Кстати, если в это время на столе не будет никаких закусок, то потом, когда вы предложите друзьям обед или ужин, они с большим энтузиазмом будут уничтожать приготовленные вами блюда. В качестве варианта рекомендуем подать к столу те же вина, которые вы уже продегустировали - тогда ваши гости смогут не только проверить свои впечатления, но и оценить сочетаемость напитков с пищей.
Важная деталь дегустации -
бокалы. Они обязательно должны быть из прозрачного бесцветного стекла и иметь объем 150 мл и более. В винных бутиках и специализированных магазинах можно найти бокалы всевозможных форм - для белых, красных, игристых вин, вин из разных сортов винограда (рислинг, шардоне) и из определенных регионов (Бордо, Бургундия, Кьянти).
Идеальное количество бокалов для дегустации - по одному на человека для каждого вида вин. Таким образом, для четырех человек, которым предстоит оценить пять различных напитков, вам нужно приготовить двадцать бокалов. В течение дегустации оставьте в каждом из них немного вина, чтобы потом проследить, как развивается и изменяется его аромат. И еще один совет: наполняйте бокалы не более чем на четверть. Чтобы вино полностью раскрылось, ему необходимо пространство.
"Ножки" и "слезки"
Первый этап дегустации -
оценка цвета и прозрачности вина. Поставьте бокал на белую скатерть или заранее подготовленный лист белой бумаги и посмотрите на него сверху вниз. Отражение света от белой поверхности поможет с максимальной точностью определить разнообразные цветовые нюансы. Поверхность вина в бокале профессиональные дегустаторы называют "диском". Наиболее концентрированным цвет будет в его центре, и именно по центру определяется основной тон и густота вина.
Например, у красного бордо центр диска может быть темно-гранатовым. По краям проходит самая тонкая часть винного слоя - на нее падает свет, отражающийся от стенок бокала. Поэтому по краям хорошо видны оттенки, незаметные в центре. Так, если в вашем бокале молодое красное бордо, то края, иногда называемые "короной", будут иметь фиолетовый оттенок. Если же вашему бордо около десяти лет, вино по краям бокала будет коричневатым с оттенком красного дерева - это свидетельство его зрелости.
Для
более детального изучения цвета, оттенков и прозрачности, наклоните бокал, чтобы поверхность вина приняла форму эллипса. Прозрачность - существенный показатель качества. Если вино мутное, и в нем присутствуют взвешенные частицы - оно испорчено. Правда, иногда такой осадок есть в бутылках с вином солидного возраста. Но и в этом случае лучше не сразу разливать такое вино, а подождать, пока осадок опустится на дно.
Теперь верните бокал в вертикальное положение и понаблюдайте,
как капли вина стекают со стенок. Эти капли, оставляющие след на стекле, на дегустаторском сленге называются "ножки" или "слезки". Мелкие или крупные, они могут двигаться по стенкам медленно, оставляя за собой широкую полосу, или - стекают быстро, практически без следа. Такие "ножки" - признак высокого содержания экстракта, алкоголя и глицерина в вине, а следовательно - полноты, насыщенности и маслянистости его вкуса. Если маленькие капли стекают быстро, то вкус вина, скорее всего, легкий.
Блеск вина, или его способность преломлять и отражать лучи света, также немало рассскажет вам о напитке. Яркий блеск или искристость свидетельствуют о том, что вино находится "в хорошей форме", при отсутствии блеска можно говорить о его старости и угасании, или о наличии в нем мелких взвешенных частиц. Однако из этого правила есть исключение - это молодые темные красные вина, которые долго выдерживаются в бутылках. Они бывают настолько темными, что практически не пропускают свет, и поэтому не имеют выраженного блеска.
При дегустации игристых вин оцениваются
мусс - стойкость и пышность пены - и игра пузырьков, которая в лучших винах должна быть достаточно интенсивной.
И в заключение - пример описания вин:
- Вино имеет светло-желтый цвет с лимонным оттенком и обладает хорошим блеском. Оно медленно стекает по стенкам бокала, образуя красивые "ножки (белое сухое Tarapaca Chardonnay Reserva 2003 D.O. Maule Valley, Чили).
Владислав Волков
http://www.winepages.ru/winearticles/1389/
Владислав Волков.
Дегустация вин (ч.2).
Шардоне с ароматом ванили
Вино бывает не только красным или белым. Оно может быть прекрасно
сбалансированным или, напротив, недостаточно
гармоничным, ровным или пустым, с открытым или закрытым ароматом. Согласитесь, приятно со знанием дела рассуждать о достоинствах или недостатках различных напитков. В прошлый раз мы остановились на внешних характеристиках различных напитков, но впечатления от дегустации, конечно, будут неполными без оценки их вкуса и аромата.
Первый, второй, третий… нос
Некоторые специалисты утверждают, что основное впечатление о вине складывается благодаря его
аромату - цвет напитка иногда способен ввести нас в заблуждение. Так, если оттенок старого золота в белом бургундском говорит о его полной зрелости, то в итальянском пино гриджио - о том, что вино безнадежно состарилось и непригодно для питья.
Начиная оценивать аромат, медленно подносите бокал к носу, держа за нижнюю часть ножки или за основание, и, как только до вас донесется первая волна, которую дегустаторы называют "первым носом", остановитесь и попробуйте разобраться. Ароматы "первого носа", как правило, не очень яркие и не слишком отчетливые. Но они помогут вам настроиться на восприятие напитка и проследить за тем, как развивается его букет.
Далее, осторожно вращайте бокал, чтобы вино, соприкоснувшись с воздухом, выделило новые ароматы. Поднесите бокал к носу и сделайте более глубокий вдох. Вторая волна ("второй нос") будет интенсивнее первой.
Обычно дегустаторы задаются вопросом: насколько типичен аромат данного вина, ведь каждому сорту винограда присущи определенные ароматические оттенки или их комбинации. Например, можно сказать, что в белом бургундском, произведенном из сорта шардоне, заметны тона зеленого яблока, экзотических фруктов, нотка свежего пшеничного хлеба, лесных орехов, минеральный оттенок и едва заметный оттенок сырой шерсти.
Винный аромат может быть чистым или с посторонними тонами, не свойственными качественному вину, - их называют также порочащими. Самый распространенный из них - серный - выражается в оттенках жженой спички, чеснока, гнилых овощей и резины, а также мокрой рогожи.
По интенсивности аромат бывает ярким, сильным, умеренным и слабым, по количеству элементов - простым и сложным. Если в вине явно ощущается присутствие алкоголя, его аромат называют "спиритуозным" - и это считается существенным недостатком напитка. Если вы без труда воспринимаете элементы аромата, его можно назвать открытым. Если же это требует определенных усилий, - закрытым.
По происхождению различают
первичные, вторичные и третичные оттенки аромата. Первичные (фруктовые, растительные, цветочные и т.д.) переходят в вино непосредственно из винограда. Вторичные (прежде всего гарные и древесные) оно приобретает во время выдержки в дубовых бочках. Третичные (ароматы животной группы) образуются при выдержке вина в бутылках.
Аромат считается гармоничным, если его элементы составляют единое целое. Глубоким - если воспринимается вами постепенно, обнаруживая все новые и новые оттенки. По степени воздействия на обоняние -
нежным или резким (грубым). Иногда дегустаторы говорят о навязчивом аромате, который сначала может понравиться, а потом вызывает неприятные ощущения. Во время одной из клубных дегустаций мне довелось попробовать сухое красное вино из винограда сорта мерло, в аромате которого явно преобладал тон малины - сначала приятный, потом он стал настолько резким, что создалось ощущение навязчивости, характерное для искусственных ароматизаторов.
И, наконец, одним из важнейших показателей качества вина является
устойчивость аромата. У выдающегося вина он может сохраняться и развиваться в бокале, более часа оставаясь интенсивным, в то время как простые вина отдают свои запахи в течение пяти - десяти минут.
Приведем примеры описания ароматов:
"Яркий, интенсивный, с тонами ананаса, экзотических фруктов, с легкой минеральной ноткой, оттенками ванили и сливочного мороженого" (белое сухое Tarapaca Chardonnay Reserva 2003 D.O. Maule Valley, Чили).
"Аромат глубокий, развитый, с тонами смородины, вишни, нотками ванили и табака, оттенками кожи, шоколада и ромового кекса, обладающий поразительной устойчивостью" (красное сухое Beronia Reserva 1999 DOC Rioja, Испания).
Сладкая атака
Наконец наступает заключительный (самый важный) этап дегустации: мы оцениваем
вкус вина. Напомним, что если вы собираетесь продегустировать несколько напитков, перед каждым следующим нужно пожевать хлеб и запить его водой.
Набрав в рот немного вина, не проглатывайте его сразу, а задержите в передней части рта, после чего медленно пропустите к основанию языка. Первая яркая волна вкуса, которую профессионалы называют "атака", несет ощущение сладости, даже если вы пробуете сухие вина. Вообще вкусовая атака развивается от сладости через кислоту к горечи, поэтому по мере того, как вино распространяется от кончика языка к его основанию, ваши ощущения будут усложняться. Когда оно достигнет основания языка, все элементы вкуса сложатся в единое целое.
Теперь нужно покатать вино во рту так, чтобы оно еще раз омыло все вкусовые рецепторы. Потом - аккуратно приоткрыть рот, вытянув губы трубочкой, и втянуть немного воздуха. Таким образом произойдет насыщение вина воздухом или, как говорят профессионалы, - аэрация, и оно подарит вам новые ароматические и вкусовые оттенки. За "атакой" последует "середина" и "финал", или "финиш". Важно, чтобы на каждой из этих стадий вкус вина оставался интенсивным. Если это действительно так, можно смело назвать его ровным. В противном случае, перед вами - пустое вино. Вино считается "вялым", если в нем не хватает кислотности. Металлический привкус свидетельствует об избытке винной кислоты.
Оцените
консистенцию напитка: он может быть полным, маслянистым, легким или водянистым. Вяжущие свойства молодого красного вина говорят о том, что в нем содержится много танинов. Со временем вино смягчается и становится более гармоничным.
Сделав глоток, обратите внимание на то, насколько долго сохраняется
послевкусие. Его отсутствие является признаком простоты и существенным недостатком вина.
В заключение вам остается только проанализировать все свои ощущения и определить, является ли вкус напитка гармоничным или, напротив, - недостаточно сбалансированным.
Что из этого может получиться, видно из следующих примеров:
"Вкус вина полный, маслянистый, хорошо сложенный, со сладковатыми фруктовыми нотками в атаке, освежающей кислотностью и ванильно-сливочной ноткой в финале. Недолгое послевкусие с оттенком цитрусовых (лайм)" (белое сухое Tarapaca Chardonnay Reserva 2003 D.O. Maule Valley, Чили).
"Вкус полный, сложный, гармоничный и очень ровный. В нем проявляются тона вишни, смородины, оттенки корицы и кофе. Танины заметные, но уже податливы. Живая кислотность вина освежает вкус. Долгое послевкусие с оттенком конфет "трюфель" (красное сухое Beronia Reserva 1999 DOC Rioja, Испания)
Оценив цвет, прозрачность, аромат и вкус вина, постарайтесь обобщить полученную информацию и ответить на несколько вопросов.
Насколько цвет, аромат и вкус вина соответствуют друг другу? Если вы уже пробовали вина этого региона или из этого сорта винограда, - можно ли сказать, что продегустированное вино типично для своего региона, сорта или класса? К каким блюдам вы бы его предложили? Какое у вас сложилось впечатление об этом вине? Если оно благоприятное, что вам больше всего импонирует? Если же к нему есть претензии, в чем они выражаются?
Лучше каким-то образом зафиксировать все свои выводы. И тогда со временем созданный вами банк дегустационных данных позволит почти безошибочно ориентироваться в мире вин.
КСТАТИ:
Описание
винных ароматов построено на ассоциациях с другими запахами, объединенными в группы по определенным признакам.
Цветочные: ароматы розы, фиалки, ириса, пиона, жасмина, апельсина (флердоранжа), акации, липового цвета, клевера, сирени, бузины. Они более характерны для белых вин - как для сухих, так и для сладких. Из красных вин цветочные тона можно обнаружить в аромате божоле, а также в букете хороших тосканских вин.
Пряные: перца (черного, белого, душистого), аниса, корицы, гвоздики, имбиря, карри.
Фруктовые: цитрусовых (грейпфрута, лайма, лимона и др.), яблок (зеленых, белых и красных), смородины (белой, красной и черной), а также спелого винограда, вишни, черешни, сливы, абрикоса, персика, груши, дыни, черники, голубики, ежевики, ананаса, тропических фруктов (манго, папайи, маракуйи, гуавы и личи). В той или иной степени присутствуют в большинстве вин.
Растительные: травы, в том числе свежескошенной, соломы, сухого осеннего листа, сладкого перца, салата, мяты, эвкалипта, спаржи, оливок, грибов.
Животные: мяса, в том числе парного, мускуса, сырой шерсти, кожи, замши, сафьяна, меха. Эти оттенки можно найти в ароматах красных вин.
Древесные: кедра, сосны, ванили, табака, сухофруктов, изюма и другие. Появляются в винах, выдержанных в дубовых бочках.
Гарные: копченые и поджаренные, смолы, хлебных тостов, кофе, карамели, дымка, древесных углей, золы, жареных орешков.
Химические: серы, жидкости для снятия лака, уксуса, нитролака, пластмассы, дрожжей, асфальта и резины.
Минеральные: мокрой гальки, морской воды (йодистый оттенок), нагретых камней, кремня, нефти, бензина - большинство этих оттенков переходит в вино из почвы, на которой был выращен виноград.
Помимо этого в винных ароматах можно различить тона орехов, меда, шоколада, сливочного масла, сливок, сыра, хлеба (багета), сладкой выпечки (кекса, бриоши).
http://www.winepages.ru/winearticles/1390/
Дело в бочке
Трудно представить,
что было бы с мировым виноделием,
если бы человек не изобрел бочку. Почти все красные и многие белые вина немыслимы без выдержки в дубе. Избежав влияния древесины, они потеряли бы значительную долю своего шарма, сложность букета, потенциал. Однако в последнее время очевидна тенденция к сокращению сроков выдержки в деревянной таре, а часто даже к полному отказу от нее. И тому есть причины.
Во-первых, надо признать, что дубовые бочки, особенно новые, — удовольствие не из дешевых.
Во-вторых, не всякое вино выигрывает от воздействия дерева, главным образом это относится к ароматным свежим белым винам. И все же никто не будет оспаривать роль дуба в производстве качественного вина.
В горячих спорах о том, нужен дуб вину или нет и, если нужен, то какой и сколько, мы нередко забываем, что изначально использование бочки имело сугубо утилитарный смысл: придя на смену хрупкой глиняной посуде, деревянный бочонок долгое время был самым удобным способом хранения и транспортировки жидкости. Открытая деревянная бадья с прямыми стенками была известна еще в Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. Организованные гильдии бондарей существовали в Древнем Риме, а к I веку до н.э. закупориваемые бочки использовались уже очень широко.
В средние века и вплоть до конца XIX века профессия бочара была очень уважаема, но в XX веке на смену дереву пришли более дешевые и практичные материалы, и деревянные емкости сохранились, пожалуй, лишь в виноделии.
Положительный эффект от выдержки вина в дубе был обнаружен по чистой случайности, однако благодаря этому достоинству бочке никогда не будет равноценной альтернативы.
Входящие в состав древесины вещества обогащают букет вина, он становится более комплексным. За
дубовые и кокосовые ароматы в выдержанном вине отвечают два вида лактонов, которые проявляются при высушивании древесины: в одном из них больше травянистых оттенков, в другом — пряных. В американском дубе концентрация этих веществ выше.
Ванилин получается при обжиге бочки, но слишком сильное воздействие огня способно снизить его уровень. Примечательно, что дрожжи тоже ослабляют его, поэтому бродившее в бочках вино будет менее «ванильным», чем ферментированное в нейтральной емкости и только выдержанное в дубе. Благодаря гваяколу, образующемуся при распаде лигнина под воздействием огня, вино приобретает дымный аромат.
Если в вине чувствуются
пряные, гвоздичные ноты, то это влияние летучего фенола — эвгенола. Он выделяется при высушивании древесины, но уменьшается от обжига. Фурфурол появляется при распаде сахаров и углеводов при высокой температуре и придает вину оттенки сливочного ириса и миндаля. Эллаготанины — это танины, извлеченные вином из древесины, они способны изменить тело вина и повлиять на его цвет.
Во время выдержки в бочке вино претерпевает постепенное насыщение кислородом через поры в дубе. В результате оно стареет, становится мягким и бархатистым, жесткие фруктовые танины «укрощаются», сочетаясь с дубовыми танинами.
Решающую роль играет
размер бочки. Например, вино, заключенное в традиционный бордоский баррик (225 л), получает от 20 до 40 мг кислорода на литр в год. Чем больше бочка, тем меньше и медленнее окисление и меньше эффект от воздействия дерева. Имеет значение и толщина стенок. Как правило, в больших бутах клепки толстые, иначе они не выдержат вес налитой в бут жидкости. В таких емкостях насыщение вина кислородом происходит очень медленно.
Высокая цена деревянной тары объясняется сложным процессом производства и стоимостью сырья. Из всех деревьев, растущих на земле, в основном берут только дуб.
Во-первых, его древесина богата экстрактивными веществами, во-вторых, она очень плотная, поэтому дубовая бочка не протекает. Но из более чем 400 видов дубов для виноделия подходят только три: распространенные в Европе скальный (Quercus petraea) и черешчатый (Quercus robur), а также американский белый (Quercus alba). Так что вопрос, который встает перед энологом, — какой из них выбрать. Но если первые два довольно схожи, то американский дуб сильно отличается от своих собратьев. В нем меньше танинов, зато он богат ароматическими веществами; полифенолов в нем тоже меньше, чем в европейском.
Древесина американского дуба плотнее, поэтому ее можно распиливать, и она сохранит водонепроницаемость, тогда как французский дуб можно только рубить — причем лишь под определенным углом. Нетрудно догадаться, что при прочих равных французский дуб стоит дороже. В более прохладном климате деревья растут медленно и структура у них мелкозернистая — такова древесина из Тронсэ. В Лимузене дубы растут быстрее, древесина у них более пористая, танинов в ней больше.
Гораздо реже используется дерево из Алье, Невера и Вогезов. Французский дуб предпочтителен для элитных вин, но в виноделии встречаются также бочки из дуба некоторых стран Восточной Европы и даже из России. Черешчатый можно найти в Центральной и Восточной Франции. Леса эти принадлежат государству, а древесина продается на специальных аукционах.
Однако географические происхождение дуба — не единственная характеристика бочки. Как уже отмечалось, ее производство — очень трудоемкий и долгий процесс, и качество зависит от многих факторов:
пилили древесину или рубили;
как сушились клепки — на свежем воздухе или в специальной печи; что использовалось при их сгибании — пар, газ, огонь… Виноделы подходят к приобретению бочек очень тщательно — у каждого бондаря свой стиль, а значит, и бочки получаются разные. И в этом кроется одна из причин бесконечного разнообразия вин.
Для хорошей бочки нужна
хорошая древесина. Для этого выбирают дерево, возраст которого, по крайней мере, 100 лет, а безукоризненно прямой без наростов и глубоких трещин ствол в окружности не меньше полутора метров. При этом высота не имеет значения: в дело идет только нижняя часть до первой ветки. Из одного такого дуба можно получить от 2 до 4 барриков.
Ствол сначала разрубают пополам, потом на четвертины, на восьмушки, пока не получаются пластины нужного размера — заготовки для бочарных клепок.
Топор предпочтительнее пилы. Распилив бревно, можно получить почти в два раза больше клепок, но уровень танинов в них будет чрезмерно высок, а значит, и вино будет слишком терпким и грубым. Полученные деревянные пластины долго высушивают.
Конечно, этот процесс можно упростить, используя специальную печь, но и результат будет хуже. Лучше доски сушить на открытом воздухе, правда, тогда придется подождать от 3-х до 5-ти лет. Но и это время не придется сидеть сложа руки: пластины необходимо постоянно «тасовать» и сбрызгивать водой, чтобы они сохли равномерно, а конечный уровень влажности древесины составлял около 15%. Но ожидание и труд того стоят: клепки не будут протекать, лишние танины выйдут. От общения с таким дубом вино станет тонким и бархатистым.
После окончания сушки пластины выстругивают и зауживают на концах, чтобы они хорошо прилегали друг к другу. Потом их складывают в окружность и надевают временный металлический обруч. Пока эта конструкция напоминает индейский вигвам. Концы клепок загибают (для этого используют пар или открытый огонь) и надевают второй обруч. И, как говорил поэт, «никаких гвоздей!».
Прежде чем вставить днища,
бочки обжигают. Это, пожалуй, самый значимый процесс для вкуса и аромата будущего вина — от степени обжига зависит очень много. Под действием огня древесина меняет структуру, содержащиеся в ней сахара карамелизируются, высвобождаются некоторые ароматические компоненты, которые проявятся в вине оттенками ванили, кофе, тостов, специй. От времени контакта с огнем зависит степень обжига, которая может варьироваться от легкой до сильной. И мастерство бондаря — не только в точном определении длительности обжига, но и в том, как он разводит огонь и что для этого использует — щепки, стружку и какой вид древесины. У каждого бочара свой рецепт и свой секрет.
После обжига временные обручи заменяют постоянными, внутреннюю
поверхность шлифуют песком, вставляют донья, и бочка готова. Некоторые производители прилагают к своей продукции результаты лабораторных исследований, помогающие подобрать именно ту бочку, которая нужна для конкретного вина, но решающим фактором все равно будет личный опыт энолога.
Известно, что не всегда нужны новые бочки. Для тонкого аромата и изящной структуры некоторых вин, прежде всего белых, новая бочка может оказаться просто губительной, поэтому вполне оправдано применение старых — в которых уже побывало вино.
Использованная и в третий, и в четвертый раз, бочка способна влиять на органолептические характеристики своего содержимого. Однако если новую бочку наполнили белым вином, в ней уже никогда не будет красного, и наоборот.
Виноделы находят самые разные способы, чтобы добиться нужного влияния дуба на напиток: смешивают вино, выдержанное в старых и в новых барриках, купажируют вина из дубовых и из нейтральных емкостей. Как уже отмечалось, в целом стиль вин, особенно красных, в последнее время сильно изменился. «Риоха» двадцать лет назад и сегодняшняя «риоха» — это два совершенно разных вина. Для определения первого подходит английское overoaked, то есть слишком долго выдерживавшееся в бочке и, как следствие, чрезмерно проявляющее полученные от дуба характеристики.
После многократного применения, когда влияние бочки на вино будет исчерпано,
у бочки наступает новая жизнь. Скорее всего, ей предстоит путешествие, например,
в Шотландию, где в нее нальют виски.
Именно в старых бочках — из-под хереса, мадеры, сотерна, бордо, бургундии и пр. — завершают выдержку этого напитка, добавляя к окончательной картине последние штрихи. Ведь не только бочка влияет на вино, но и вино оставляет бочке память о себе, и легкими, едва уловимыми оттенками, словно мимолетное воспоминание, оно преображает солодовый спирт, наделяя его особыми ароматами. Название вина появится и на этикетке виски, например, sherry casked («выдержанный в бочке из-под хереса»).
В силу различных причин, главная из которых, конечно, высокая стоимость хорошей дубовой тары, человечество искало альтернативу деревянной бочке и нашло ее в так называемых дубовых чипсах.
Различные по размеру кусочки дерева — щепки, стружка, пластины — погружаются в емкость с вином подобно тому, как мы опускаем в чашку пакетики с чаем. А естественное старение заменяется искусственным микроокислением. Этот способ нашел применение в странах Нового Света и, наверное, во многих случаях оправдан. Некоторые европейские производители видят в нем возможность повысить конкурентоспособность своих вин (речь идет преимущественно о дешевом сегменте рынка).
Недавно Европейское сообщество законодательно разрешило использование чипсов, однако во Франции и Италии поспешили заявить, что для элитных вин категорий AOC и DOC-DOCG подобные техники по-прежнему запрещены. Споры не утихают и по сей день. Уважающие себя виноделы и ценители вин выступают против таких методов, сравнивая их с приготовлением пищи в забегаловках «фаст-фуда». Действительно, едва ли такое ускоренное «старение» может быть полноценным, и, кажется, мир это понимает. Так что будем надеяться, что стройные ряды бочек, уютно расположившиеся в подвале средневекового замка, будут радовать глаз не только на фотографии из старой книги. А в бокале будет настоящее бургундское, выдержанное в дубе, а не «заваренное» на скорую руку.
http://enoteka.ru/Articles/View/?id=545