Выходим и пытаемся взглянуть на собор с восточной стороны
Оказывается очень не зря. Взгляд приковывает так называемая лестничная башня. Круглый столп выше уровня кровли собора, да с куполом еще большего диаметра!
Такое вижу впервые. Но и это еще не все.
Цитата:
Примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освещенный в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам. Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели — покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой — вероятно изображение Китовраса, персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне. Китоврас, напоминающий античного кентавра, был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе
// Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 257—368. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0
wikipedia.orgЭту лестничную башню сравнивают с квадратной Георгиевского собора Юрьева монастыря. Но там она влита, приклеена к основному объему, и не возникает ощущения ее самостийности. Да и про колокольное начначение не припомню.
Я сравнил бы еще и со строением, весьма удаленное географически, - башней-колокольней при Чарколе (Charola) в
Томарском Конвенту-де-Кришту (Португалия)... и с минаретом... (боюсь потеряться в дебрях)
И не дает мне покоя такое оправдание трехкупольности соборов Георгиевского и Рождества Богородицы:
Цитата:
Башня увенчена куполом, .... Для уравновешения композиции с юго-западного угла собора над хорами поставлен третий купол. Он так же служит для дополнительного освещения пространства хор.
Симметрия не достигнута, все 3 купола разного размера и объема. Хотели б уравновесить - построили б симметрично (Карлскирхе?). Здесь была какая то богословская подоплека и библейско-христианская символика.
Так что строители 12 века хотели этим подчеркнуть?