Необычные церкви ближнего Подмосковья Да, конечно, само понятие "необычного" очень условно и крайне субъективно, что в жизни вообще, что в архитектуре в частности. Разумеется, есть и обратные примеры - барселонская Саграда Фамилия, парижский Центр Помпиду, Храм Лотоса в Дели, да и многое другое - интернет заполнен номинациями типа "самые необычные сооружения (храмы, соборы и т.п.) в мире", но всё равно, в большинстве случаев необычное - это то, что не слишком типично для данного региона, конкретной эпохи или просто для строений того или иного назначения. Вот именно по последним критериям я и выбрал несколько церквей (естественно, их намного больше), которые покажу в этом небольшом рассказе.
<<<<<<<<<< ========= Церковь Преображения в Острове ========= >>>>>>>>>> Храм Преображения Господня расположен на окраине села
Остров, одного из древнейших в Подмосковье, упомянутого в духовной грамоте великого князя московского Ивана Калиты ещё в 1328 году (находится здесь: 55°35'26'' 37°51'12''). Летом здешние окрестности выглядят вполне живописно, хотя зимой они наверняка превращаются в типично среднерусское "белое безмолвие", глядя на которое трудно почувствовать что-то, кроме уныния, душевной точки и желания сбежать от него куда-нибудь подальше или хотя бы к тёплой печке. Но летом (по крайней мере тогда, когда оно действительно является таковым), всё выглядит очень даже душевно, почти лубочно:
Самое необычное в этой церкви - её
колокольня. Согласитесь, не так часто на просторах центральной России можно встретить настоящую готику, пусть даже с приставкой "нео". А уж в религиозной архитектуре - тем паче.
По какой причине колокольня приобрела именно такой вид (случилось это в начале 19 века), сейчас уже сказать сложно. Зато личность её "заказчика" (и, видимо, главного "спонсора") хорошо известна - это
Анна Орлова-Чесменская, дочь знаменитого графа и героя Чесменского морского сражения
Алексея Орлова (не того, что был фаворитом императрицы Екатерины II, а его младшего брата). А при чём тут она? Дело в том, что в 1765 году бывшее до этого дворцовым, то есть принадлежавшим непосредственно царским особам, село Остров было пожаловано Орлову, тогда ещё "всего лишь" лейб-гвардии Преображенского полка майору, по личному указу Екатерины II и превратилось в графскую усадьбу (кстати, нечто подобное уже имело место быть за пару столетий до этого, когда Петр I подарил село А. Д. Меншикову, но после опалы последнего Остров возвратился в царское владение). Именно здесь Орлов основал свой
конный завод, на котором, правда уже после "переезда" в Воронежскую область, где он стал известен как
Хреновской, была выведена ставшая знаменитой порода орловских рысаков.
До переустройства церкви у Орлова руки не дошли, а вот унаследовавшая Остров после его смерти Анна реконструкцию произвела, прежде всего, заменив прежнюю колокольню на новую, которую мы и видим сейчас. Сегодня отношение к ней очень неоднозначное: кто-то чуть ли не с грязью её смешивает, а кто-то говорит, что готика колокольни ещё больше подчёркивает устремление к небесам, выраженное высоким шатром храма...
Декор арок входных порталов (они расположены со всех сторон колокольни, за исключением той, где расположен ведущий в церковь проход):
...
Стыдно признаться, но, клюнув исключительно на свою любимую готику (даже такую, "не настоящую"), которой мне так не хватает в России, я далеко не сразу сумел отдать должное самой церкви. А ведь именно она, как выяснилось, считается сооружением исключительной исторической и художественной ценности, настоящим шедевром древнерусской архитектуры, которую специалисты ставят в один ряд с церковью Вознесения в Коломенском и собором Покрова на Рву (более известным как Храм Василия Блаженного), без упоминания о которой не обходится ни один учебник по русскому зодчеству, и которая по ряду архитектурных особенностей (правда, многие из них могут увидеть и оценить только знатоки, но сути это не меняет) является уникальной в истории русской религиозной архитектуры. Вот только некоторые из высказываний людей, знающих толк в том, что они говорят:
"
Все выработанные историей русской архитектуры за последние сто лет понятия и приемы рассуждений в случае с Преображенской церковью теряют свою силу: в отличие от большинства памятников древнерусского зодчества, она выходит за пределы цехового мастерства, выстроена вне традиции, вне навыков и школы. По идее, любой памятник должен рассматриваться в хронологических рамках некого архитектурного стиля, некой манеры, в неком ряду. Но у церкви Преображения в Острове нет ряда. Когда бы она ни была построена, – она совершенно уникальна" (Кавельмахер В.В., историк древнерусской архитектуры, архитектор-реставратор)
"
Едва ли не самый красивый храм во всём Подмосковье" (Кузнецов И.Н., директор издательства "Памятники исторической мысли")
"
Храм в Острове по-прежнему представляется одним из самых загадочных произведений древнерусского зодчества", "В наборе архитектурных деталей Спасо-Преображенской церкви мы не обнаружим, пожалуй, ни одного профиля, имеющего аналогии в архитектуре того времени" (Баталов А.Л., доктор искусствоведения, профессор, специалист по древнерусской архитектуре (к слову сказать, сын главного архитектора Останкинской телебашни Л. И. Баталова)
* * * * *
Основной загадкой Преображенской церкви является то, что несмотря на многолетние исследования с участием самых авторитетных специалистов - архитекторов, историков, археологов, до сих пор не ясно, когда, кем и по какому поводу она была сооружена. Некоторые причисляют её к середине или даже первой половине 16 века - к эпохе Ивана Грозного, другие же называют церковь одной из первых
годуновских (то есть времён Бориса Годунова) построек и датируют её первыми годами 17 столетия. Соответственно, неизвестной остаётся и то, какое событие послужило причиной её постройки. Мне лично самой красивой представляется гипотеза, высказанная А. Баталовым: выступив из Москвы в Казанский поход, царь Иоанн IV, он же Иван Грозный, провёл первую ночь именно в Острове. А после успешного завершения сего мероприятия и взятия Казани началось сооружение церквей в городах и монастырях, где царь останавливался и молился во время похода. И тогда вполне возможно, что возведение Преображенского храма стало частью этой обетной программы. Но, повторюсь, это лишь одна из многих, порой сильно противоречащих друг другу теорий. Которая, естественно, рассыпается в пух и прах в версиях о более поздней датировке церкви.
Касательно авторства строительства полного единообразия мнений также нет, хотя многие сходятся на том, что главным зодчим "проекта" был европеец, скорее всего - итальянец ("
фрязин", как называли на Руси франков, объединяя под этим именем всех выходцев из средиземноморской Европы. Интересно, что в приведённом в Википедии списке самых известных итальянских архитекторов, работавших в Московской Руси, под своим родным именем числится один лишь знаменитый Аристотель Фьораванти, а остальные имеют русские "фамилии" Фрязин), а непосредственными исполнителями - мастера из Пскова (по словам А. Баталова, Преображенскую церковь называли "
самым псковским архитектурным произведением на московской земле" и даже "
единственной в среднерусских землях, построенной псковичами") и, возможно, из Москвы.
"
Взгляд исследователя увидит в его облике три основных компонента, формы которых значительно отличаются по своему происхождению. Первый - это центральный столпообразный объем, вызывающий зрительные ассоциации с итальянскими постройками на Руси начала XVI в. Второй - казалось бы, совершенно несогласованная с «итальянским» основанием, абсолютно «местная» горка кокошников с шатром над ней, - напротив, заставляет вспомнить московские церкви эпохи Ивана Грозного. Третий - приделы, облик которых отсылает зрителя к псковской архитектурной традиции" (Баталов А.Л.).
Там, где даже "мастодонты" архитектуры не могут найти общего понимания, мне, дилетанту, "подвякнуть" уж тем более нечего, так что я просто покажу фрагменты этой замечательной церкви.
Вот именно в этой резной окантовке, по-умному называемой
бегунцом, учёные увидели характерный "фирменный" стиль псковских мастеров.
А вот обрамляющие нижнюю часть шатра и приделы кокошники в несколько рядов, стрельчатые на шатре и округлые на приделах (всего их насчитывается более 200!) - уже отличительный "знак" московской архитектуры времён Ивана Грозного:
Уникальной деталью декора боковых приделов являются круглые
окна-розетки. Специалисты называют их
готицизмами - отголосками готического стиля (некоторые добавляют - в ренессансной интерпретации). Ну им виднее, в конце концов, дело не в названии...