2 июня, суббота. Степанцминда.В Степанцминду мы ехали целенаправленно. Потому что а) горы, а я при их виде теряю волю; б) Троицкий храм в Гергети. Степанцминда и без гор и церкви обречена была быть местом туристически востребованным просто потому, что это первый населенный пункт на единственном легальном сухопутном пути из России в Грузию. Ну или последний на пути из Грузии в Россию. После 1800 км сам бог велел там остановиться. Но Степанцминде посчастливилось родиться в невероятно красивом месте. Из окон домов Степанцминды виден фантастический Казбек и фантастическая Троицкая церковь на горе. Любой, кто рассматривал фото Грузии, сталкивался с хрестоматийной фотографией огромной белоснежной горы и маленькой церкви на горке слева. Не помните? Ща. У меня есть.
В былое советское прошлое Степанцминда именовалась Казбеги, но быстро переобулась с развалом СССР в многовековое историческое название. Я наивно полагала, что Казбеги - потому что Казбек. Ан нет. Казбеги - в честь князя Кази-бека, отличившегося на государевой службе. А Казбек, исторически называвшийся Мкинварцвери, в честь потомка князя, писателя Александра Казбеги. В общем, Казбеги в честь Кази-Бека, а Казбек в честь Казбеги, но не того, что поселок, а наоборот. Все же все поняли, да?
Более позднее название, которое в честь
не парохода, а человека, все равно прижилось, хоть ему и от роду неделя (ну хорошо, пара веков), а потому на маршрутках, отправляющихся в Степанцминду из Тбилиси, до сих пор написано "Казбеги". Хотя, если посчитать количество букв в названии "Степанцминда" и прикинуть, как впихнуть это на табличку маршрутки, может возникнуть и другое объяснение приверженности к "юному" названию.
Храм Святой Троицы в Гергети (он же Цминда Самеба) - жемчужина Казбеги (тоже буду экономить буквы, пожалуй). Самеба на фоне белоснежного Казбека - жемчужина в прогрессии. Храм привлекает огромное количество туристов, потому как (кроме, конечно же, исторической и паломнической составляющей) а) туда не вот как сразу доберешься, что увеличивает ценность попадания), б) Самеба на горе убийственно фотогенична. Снизу вы будете снимать крошечную церковь на фоне белого снежного "задника" и огромного Казбека рядом и потом в ажитации предлагать друзьям найти на фото ту самую точку- церковь, гордо рассказывая, что "я там был". Сверху на горе задником для фото станет уже сам Казбек либо красивые горы с противоположной стороны. Далеко внизу будет видна Степанцминда (и это оттуда мы поднялись??), пчелы будут жужжать над цветами и эмоции от "я здесь был" будут захлестывать с головой. Одно но. Для всего этого нужна хорошая погода. В плохую погоду не видно ни Казбека, ни соседних гор. И даже самой Самебы не видно.
Прогнозы нам ту хорошую погоду не обещали. Анализ фактической погоды за предшествующий месяц тоже вгонял в печаль. Мы уже столько раз ничего не видели в разных горах в дождь, что очередной заранее расстраивал. Единственным лучом
в темном царстве надежды был прогноз на воскресенье, по крайней мере на первую его половину. Погодные сайты обещали солнце и "chance of rain". Суббота погодой определенно не баловала, на снимках выше видно. Облака лежали низко, а глубокие лужи наводили на неутешительные выводы о перманентности безобразия. Рассудив, что "ченс" - это не вот тебе сразу "рейн", а всего лишь его вероятность, на утреннем совете среди пробегающих коров и приблудившейся к нам паре собак было решено оставить главную цель посещения Степанцминды - подъем на Гергети - на утро после ночевки. А пока навестить то, что пониже и облаками еще не скрыто. А, ну и в гест заселиться.
Пониже, поближе и по идее без облаков должен был быть Гвелетский водопад. Водопад расположен еще ближе к границе, чем Степанцминда – это на повороте к заброшенной деревне Гвелети мы вчера умудрились
словить белочку лицезреть лошадок. В поход увязались две местные собаки – черно-белый двортерьер и палевая полукровка, бабушка которой определенно водила шашни с кавказской овчаркой. Полукровке не иначе как в генах передалось непостоянство – она кинула нас ради японских фото на середине пути. Зато черная прошла с нами весь путь до водопада, периодически забегая вперед и молотя хвостом об камень в нетерпении.
наш попутчикЕсли у вас правильная машина – с высоким клиренсом и, желательно, полным приводом - то на ней можно преодолеть практически любую из грузинских дорог. Ну ежели, конечно, их предварительно не смыло селем или не завалило оползнем (не залило по уши дождями/ не засыпало снегом/ не забаррикадировало упавшими деревьями/не распахало предыдущими машинами). Слово «преодолеть» выбрано не случайно – многое из «вкусненького» усугублено такими подъездными путями, что уже сам факт «я добрался» можно записывать в подвиги. Тем не менее дороги в такие места хоть хреновые, но есть, и если у вас не танк или вам жалко подвеску личного танка, всегда можно найти местного кудесника, который на задранной по самое не хочу Делике доставит вас в самую
попу мира удаленную точку где-то в горах.
При наличии правильной машины половину дороги до водопада Гвелети можно одолеть на ней. Но у нас а) была неправильная машина; б) цветет маковым цветом убеждение, что настоятельная потребность залезть в любую дыру, используя только собственные ноги и интеллект, и отличает банального туриста от истинного путешественника. Конечно же, лошадиные силы при таком раскладе в забеге участвовать не могли. В гору мы полезли пешком, сопровождаемые верным чернышом и ветреной полукровкой.
Если кто хочет на авто - правильно оцениваем возможности:Все встреченные в сети отчеты описывали дорогу к водопаду как увеселительную прогулку. Метров через двести я уже неполиткорректно желала авторам, чтобы
у них руки отсохли их совесть замучила. Дорога забирала все круче вверх и останавливаться на этом не собиралась. Не втянувшийся в горный ритм организм, спавший за последние двое суток 7 часов, скулил и жаловался на жизнь. Ежесекундно подбадривая себя фразой «соберись, тряпка!», до водопада я все же долезла. Вот он. Двухкаскадный, с высотой падения воды в 25 метров. Черныш себе уже камушек облюбовал, ждет.
Еще немного...еще... ...и вот он:В жару, говорят,
утомленные нарзаном путники лезут прямо в чашу водопада. Но на улице было +12, небо плотно закрывали серые облака, технику обдавало мириадами мельчайших брызг, и совсем близко к водопаду мы не пошли. И так мокро. Пойду лучше цветуёчки поснимаю.
А водопад на самом деле большой. На фото те, кто подошел совсем близко, выглядят маленькими точками. Красивый водопад.
Вот только кто этих гор тут вокруг понавтыкал, ходи теперь по ним