Как только появилась возможность сбегаю от группы, их ждет обязательная программа, с посещением музея парфюмерии, а меня любимые места в Париже.
Неспешно дохожу от сада Тюльри до Нотр-дама... Хорошо!
спускаюсь в метро и с двумя пересадками еду на Монмартр, что бы там встретиться с группой и поехать в гостиницу. В эту поездку я наконец основательно освоила парижское метро, в нем легко ориентироваться и совсем не страшно. Очень порадовал переход между ветками, где нужно пересесть с подземного метро на надземную ветку.
Подойдя к подножью холма, поняла, что у меня разрядился телефон и я не могу дозвониться до гида и выяснить где они
Но, фортуна на моей стороне и мимо перекрестка на котором я стою проезжает наш автобус, с гидом и группой. Они замечают меня и после выгрузки благополучно подбирают все на том же перекрестке. Целью данной экскурсии была, по мимо прочего, церковь Сен-Жан-л'Эванжелист на Монмартре или Св. Иоанна на Монмартре (Église Saint-Jean-de-Montmartre).
Этакая смесь неоготики и модерна. Цветочный орнамент на внутренних стенах и столбах выполнен в стиле модерн.Церковь отделана красным кирпичом, поэтому получила прозвище «Сен-Жан-де-Брик» («Сен-Жан-из-кирпича»).
Меня до глубины души пленили два ангела, которые украшают вход в церковь.
Над ходом, в центре композиции, находится Иоанна Богослова с чашей (святой выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом, но благодаря своей вере остался жив).
Из путеводителя: В конце XIX века приходской священник церкви Св. Петра на Монмартре, аббат Соббо (Sobbeaux), пришел к выводу, что на Монмартре, между церковью Св. Петра и церковью Св. Троицы, явно не хватает... еще одной церкви. И захотел поставить новый храм, который бы находился, скажем так, на полдороге (учитывая, что местность здесь холмистая, и народу нелегко взбираться на вершину, чтобы попасть на службу). О своем намерении он сообщил архиепископу Парижа. Выполнить заказ было поручено архитектору Анатолю де Бодо (Anatole de Baudot) (1834-1915). Под строительство новой церкви была выделена территория на улице Аббес — в то время на этом месте был большой сад, засаженный деревьями. Однако строительству воспротивилось Управление по делам культов . Ситуация осложнилась еще и тем, что в 1897 году храм Св. Петра пришел в аварийное состояние, и префектура приняла решение о его закрытии. Однако и это никак не повлияло на благосклонность чиновников по отношению к строительству новой церкви.
Несмотря на авторитет архитектора Бодо, конструкция церкви поначалу вызывала массу возражений, и некоторые даже предрекали ее скорое разрушение. Уже после начала работ была затеяна длительная судебная процедура из-за несоответствия градостроительным нормам (никто не верил, что такие тонкие металлические колонны диаметром всего 50 см и высотой 25 м способны выдержать большую нагрузку), строительство было приостановлено (в 1900 году даже было выпущено постановление о сносе недостроенного храма, к счастью, не приведенное в исполнение). Начались длительные разбирательства, испытания конструкций на прочность и т.п. (в частности, с помощью мешков с песком проверялось, достаточно ли прочен пол: выдержит ли он нагрузку на уровне 800 кг/м²; оказалось, всё в порядке). Работы возобновились только в 1902 году, когда все сомневающиеся, наконец, убедились, что архитектору можно доверять.
Какие же конструктивные новшества реализовал в строительстве этой церкви архитектор Анатоль де Бодо? А вот какие. Церковь Св. Иоанна на Монмартре стала первым культовым зданием, построенным их армированного бетона. Это было детище своего времени, перекликавшееся с первыми станциями парижского метрополитена и Большим дворцом. Очень показательное здание, демонстрирующее смену архитектурных представлений на рубеже веков.
Хотя металл использовал уже Луи-Огюст Буало в 1854-55 гг. в другой парижской церкви, Анатоль де Бодо, бывший, кстати сказать, учеником великого теоретика и реставратора Виолле-ле-Дюка, шокировал публику, подчеркнув железо, а не растворив его в готических формах. В своем творчестве Анатоль де Бодо, кажется, соединил несоединимое: будучи вице-президентом комиссии по реставрации исторических зданий и заведующим кафедрой французской архитектуры средневековья и Ренессанса в школе Шайо, он успевал не только сохранять прошлое, обучая студентов и занимаясь реставрацией исторических сооружений во многих городах Франции, но и создавать революционно новое (здесь он следовал рационалистической линии своего второго учителя, Анри Лабруста (Henri Labrouste)). В строительстве церкви Св. Иоанна на Монмартре Анатоль де Бодо использовал систему Коттансена, разработанную инженером Полем Коттансеном (Paul Cottancin) (1865 - 1928) в 1889 году. Речь идет о системе «армированного цемента», основанной на комбинированном армировании бетона и кирпича (кирпичи были связаны в бетоне проволочной арматурой).
Храм был освящен а 1904 году. Свершилась своего рода небольшая революция: тогда еще мало кто мог предположить, насколько широкое распространение в архитектуре получит армированный бетон. Считается даже, что эта новая эстетика открыла дорогу творениям Огюста и Гюстава Перре и Ле Корбюзье.
Интерьер церкви так же очень необычен.
Времени на осмотр практически не было, но я обязательно еще сюда вернусь.