Глава 7. День 6-й, 04.01.09. Не думай о секундах свысока…
С самого утра мы запланировали съездить в Гринвич, надо же было собственными ножками постоять сразу на двух полушариях.
Позавтракав в ресторане отеля …привезенной предусмотрительной Верой красной икрой (ну достали тосты с джемом, я люблю сладкое, но потянуло на солененькое
), выметаемся на улицу.
Добраться до лондонского пригорода, в течение многих веков служившего дачным местом английских королей, можно несколькими способами. Речной путь по причине зимнего периода был для нас закрыт, поэтому мы выбрали DLR (Dockland Light Railway). Подъехав на метро до станции Bank и пройдя по бесконечному переходу, сели в вагончик надземной электрички на автоматическом управлении (т.е. она ездит без машиниста, прикольно, сидишь на переднем сиденье и смотришь вперед) и поехали по району бывших лондонских доков. Как и на многих других линиях, здесь тоже нужно было внимательно следить за направлением движения, в Гринвич привозит поезд, идущий в Lewisham. ...Вот фиг вам, на этот раз мы все сделали правильно, уж где-где, но в метро москвичам заблудиться сложно.
Несмотря на то, что на транспортной карте ряд станций, и в том числе Catty Sark и Greenwich, указаны на границе зон 2 и 3, до них можно беспрепятственно ехать с карточкой 1-2 зон. Нас позабавило, что останавливается DLR практически возле каждого столба. Эта фотография сделана на одной из остановок, впереди уже видна платформа следующей.
Мы вышли на станции Catty Sark в надежде, что сгоревший клипер уже отреставрирован, но увы, застали лишь огороженную забором территорию. Вот ведь как бывает - корабль этот ничем особенным не прославился, а участвуя в "чайных" гонках, ни разу не взял первого приза, и тем не менее имя "Катти Сарк" (Catty Sark) на слуху, тогда как парусники-победители давно уже сгнили. Обойдя забор, идем по пустынной набережной Темзы (кайф, вообще ни души) и выходим к госпиталю. Ничего так больничка, вся в объектив не влезла, один из корпусов (и то не весь) демонстрирую вам
От набережной ножками топаем через весь Гринвич к обсерватории
Одолев подъем, вознаграждаем себя за это вот такой картинкой
Во дворе обсерватории возле нулевого меридиана идет мышиная возня. Каждый норовит встать ногами одновременно на оба полушария и запечатлеть себя в этой позе. Мы не исключение, а что, мы такие же невменяемые туристы, как все остальные, только диковаты и языка не знаем
.
А вот и он, нулевой меридиан.
В помещении обсерватории всякие часы, механизмы, навигационные приборы, интерактивные прибамбасы. В общем, почти ничего интересного. Быстренько пробежав по зданию, продолжаем путь по Гринвичу, теперь уже с другой стороны обсерватории. Заруливаем в их местный собор, но там народ собирается на воскресную службу, все явно друг друга знают, нам становится неловко, и мы предпочитаем ретироваться. Сунув нос в местные магазинчики и прикупив очередной кекс (от конфет Вере каким-то чудом удавалось меня в этот раз уводить, я и кекс-то купила, пока она шарилась по книжному и меня не видела
), едем назад в центр Лондона.
Мы рассчитывали в этот день полазить по собору Святого Павла, кафедральному собору Лондона, но оказалось, что в воскресенье он закрыт для публики, пускают только на мессу и только прихожан (вот уж этого мы никак не ожидали, мне даже в голову не пришло посмотреть заранее в Интернете, пускают ли в собор в воскресенье!!!). Обломавшись, на ходу корректируем планы, перенеся посещение собора и часть программы в прилегающем районе на следующий день, а сейчас решаем поехать в музей Виктории и Альберта (который стоял в планах как раз на завтра, как и соседняя с ним Бромптонская молельня, а также прилегающий район - Челси).
Подходя к музею, не выдерживаю и фотографирую очередного бродягу. Меня еще в мой первый приезд в Британию невероятно развлекали их местные бомжи. Почему-то их дикое количество оказалось в …Оксфорде. Эти эстеты укладывались спать на порогах книжных магазинов, укрываясь БЕЛЫМИ одеялами. Я не знаю, где они моются-стираются, но от них не пахнет. В вестибюле лондонского метро мы с Верой наблюдали прямо-таки семейную идиллию. На полу вестибюля в цивильных спальничках рядом расположились мужчина и женщина. Потягивая кофе из фирменных картонных стаканчиков сети лондонских кофеен, они читали свежие газеты. Просто прелесть что такое
. Бомж, который устроился отдохнуть возле музея, развалился чуть ли не посреди дороги в разгар выходного дня (кстати, одно из его трех одеял тоже оказалось белого цвета), но на него вообще никто не обращал внимания (кроме меня
). Конечно, фотографировала я со спины и издалека, так что прошу прощения за изображение, но встать пред ясные очи и попросить сказать «чиииз» мне было слабО.
Итак, музей Виктории и Альберта. Вход бесплатный. Великолепное собрание экспонатов со всего света, просторные залы, фотографировать (причем со вспышкой) можно почти везде, за исключением зала, где представлены ювелирные украшения из золота-бриллиантов. В этом зале ходили, глотали слюни, наши соотечественницы. Думая, что их никто не понимает, они причитали, увидев очередную безделушку, как бы им хотелось иметь такие камушки
. А камушки того стоили…Я вспомнила, сколько кругов ада нужно пройти, чтобы проникнуть в наш алмазный фонд или оружейную палату (как минимум, мы отстояли две огромные очереди, заплатили деньги и прошли шмон на входе в Кремль, причем в Алмазный фонд вообще только с экскурсоводом пускают), и порадовалась, что здесь можно ходить хоть с чемоданом, никто тебе слова не скажет. Из всех драгоценностей больше всего мне понравилась … стеклянная орхидея. Но я уже говорила, фотографировать нельзя, так что увы, показать не смогу. Зато другие экспонаты продемонстрирую. Если надоем, прошу прощения, но они такие красивые, что остановиться не могла.
Для начала – символ этого года, бык
Нептун и Тритон
Не помню, кто это, но так милы
Японский зал
А это Китай. Слоновая кость
Люблю я всякие ложечки
Зал, набитый серебром
И снова ложечки, на этот раз столовые
И опять символ года, на этот раз принявший менее воинственный облик
Леопард (больше похож на кота, но написано, что леопард
) Правда, хорош?
Странные у этих детей игрушки
То ли дело вот такая карета. Для Барби?
Просто роскошное зеркало
Интерьеры музея
Полюбовавшись на экспонаты музея, плавно переползаем в соседнюю с ним Бромптонскую молельню.
Послушав немного пение хористов и обойдя молельню по периметру (служба идет, особенно мельтешить как-то не комильфо), отправляемся гулять по району Челси. Холеный квартал с ухоженными двориками перед каждой дверью, в окнах горит свет, занавески далеко не везде, и нам удается разглядеть интерьеры гостиных
. Надо сказать, разнообразием они не отличаются. Напротив окна – картина, под картиной - камин, перед камином – стол. Окончательно спускается темнота, мы покидаем Челси и держим путь снова в Чайна-таун (в прошлый раз мы приметили еще один горячий буфет с огромными креветками, и я бы не пережила, если бы мы его не посетили
). Оторвавшись на креветках, едем в Альберт-холл на цирковое представление. До станции метро «Грин-парк» доходим пешком по Пикаддили, разевая рот на празднично украшенные витрины.
Несмотря на огромное количество зрителей, никакого столпотворения у входа в Альберт-холл нет, т.к. на каждом билете написано, в какую именно из 12-ти дверей вам удобнее войти, чтобы без проблем попасть на свои места. Легко найдя нужный вход, пытаемся зайти в зал. Не тут-то было. Скучающий на входе капельдинер бросается к нам и начинает быстро и пространно лопотать о предстоящем представлении. На английском, разумеется. Быстро потеряв надежду, что он скоро выдохнется, я понимаю, что прервать этот словесный по…ток можно только грубым усилием воли. «Ай доунт андестенд ю», встреваю я в его пламенную речь. Поперхнувшись на полуслове, он замолкает и, переведя дух, спрашивает: «А ю ком фром?» Вот с этого и надо было начинать. «Из России. Я из России, жалкий ты подкидыш, и что ты мне на это скажешь?!» ((с) Т.Стоппард, «Берег утопии»
). На это мальчик начинает болтать…по-польски. Приходится объяснить дополнительно, что по-польски мы тоже не разумеем, и пусть пан наконец махнет нам рукой, где наша галерка. Пан в отчаянии показывает нам наши места и мы занимаем их, исполненные радости, что мы наконец от него отвязались. Вера фотографирует зал (мой фотоаппарат говорит, что ему слишком темно)
И представление начинается. Само представление совсем не похоже на привычные нам цирковые программы. Никаких шпехтшталмейстеров (или как там это будет по-русски?), никаких вообще пауз между номерами, все выстроено в виде непрерывного единого шоу. Все отработано до мелочей, четко и безошибочно. Мне понравилось, я люблю цирк, к тому же, выбора все равно не было, никаких других зрелищ Альберт-холл в эти дни не предлагал, а внутрь попасть хотелось. Обратный путь проделываем уже почти на автопилоте: автобус (на удивление свободный, хотя почти все после представления топают на остановку), метро, отель.