Надо же, насколько разные впечатления. А мне "Моряки и шлюхи" не понравились.
А мой театральный декабрь (точнее, две его последние декады) сложился как-то вот так.
Подруг снова осыпала меня манной небесной – приглашениями в театр, на этот раз – не только «Сфера», но и «Эрмитаж». К сожалению, не все, что задумывала, смогла посмотреть, свалил проклятый грипп, но кое-что все-таки получилось.
Театр «Эрмитаж», к сожалению, покинул гостеприимные стены Мастерской Фоменко и перебрался на Новый Арбат, 11. Это помещение чудесному зданию Мастерской очень сильно проигрывает. От входа, ни разу не напоминающего, что вы идете в театр (ощущение конторы) и до убогого сортира, в котором для полноты впечатления не хватало только кусков газеты на гвоздике. В общем, развалины соцреализма. Сам зал ухоженный, но опять же, Фоменкам проигрывает: с пятого ряда партера то, что происходит на сцене внизу, видно только из самого центра. Хотя то, что рядов немного, это хорошо, и когда актеры стоят в полный рост, а не ерзают по полу сцены, прекрасно видно их лица и глаза. В любом случае, надо сказать, что слаженная эрмитажевская труппа справилась с переездом, и он ничуть не сказался на качестве их игры. Так что собственно о спектаклях.
«Кураж». Спектакль по произведению Брехта, трагедия матери, теряющей своих детей одного за другим. Спектакль тяжелый, несмотря на обычную эрмитажевскую гротескную манеру его подачи. Я смотрела его совершенно простуженной и, видимо, это тоже сказалось на восприятии – пошел он у меня с трудом. Хотя объективно очень недурен, актеры все молодцы. Дарья Белоусова, исполняющая главную роль, вообще работает там на износ. А еще в этом спектакле задействовано довольно много детей. Очень понравился мальчик с жутковатой песней про теленка, пробрало.
«Лир король». Я не перепутала, спектакль называется «Лир король», а не «Король Лир». Очевидно, потому, что он не совсем по Шекспиру. То есть история сохранена, но не до конца. Слоган спектакля – Смерти нет. Там почти хэппи энд. Ну и некоторые моменты добавлены от режиссера. В общем, авторский спектакль – авторское название. Это довольно новая, прошлого сезона, постановка. Мне хотелось посмотреть, я посмотрела. Но мне как-то не очень пошло. Не хватало эрмитажевского беспредела, а для классики тоже чего-то не хватало. Второе действие поживее первого, но в целом я ожидала большего.
Юбилейный вечер Михаила Левитина. Художественному руководителю театра «Эрмитаж» исполнилось 70 лет. В честь этого состоялся очень недурной вечер. Правда, получилось длинновато, мне с моим кашлем высидеть без антракта четыре часа в зале оказалось тяжело. Но я очень люблю такие мероприятия. Репертуарные спектакли – это, конечно, здорово, но вот именно на таких вечерах театр дышит чем-то теплым и душевным. После торжественной части всех еще и на банкет пригласили, и книжки о юбиляре подарили. Вот так вот, пришел на день рождения, а тебя там развлекли, накормили и подарки подарили
. Еще и любимых персонажей показали – Левитина поздравлял, в том числе, РАМТ, в лице моих любимых Евгения Редько, Рамили Искандер и других актеров. На мой взгляд, их поздравление было самым классным: искренним, зажигательным, веселым.
В «Сфере» посмотрела премьеру спектакля «Старший сын». Понравилось. Душевно. Там, правда, два состава, про второй ничего сказать не могу, но вот с тем составом, который видели мы (Бусыгин – Анатолий Смиранин, Сильва – Ренат Кадыров, Сарафанов – Вадим Борисов, Васенька – Денис Береснев, Нина- Евгения Казарина), пошло очень хорошо. В зале был аншлаг, возможно, потому, что премьера, но есть надежда, что театр в принципе поднимает голову. Актеры очень хорошо играли. Все без исключения. Причем Смиранин, который в других спектаклях не произвел никакого впечатления, здесь понравился очень. Так что несмотря на то, что сюжет знаком, постановка захватила и увлекла. Смело советую.
Еще один спектакль «Сферы» - «Обращение в слух», режиссер Марина Брусникина. Любопытная, необычная постановка с острой социальной составляющей. Спектакль построен так, что часть актеров сидит на сцене и просматривает «видео», а герои записей сидят среди зрителей и рассказывают истории из жизни. Подруга сказала, что это фейсбук на сцене. Актеры играют замечательно, понравились Сергей Рудзевич и Инга Оболдина, но общее впечатление от спектакля неопределенное. Местами нравилось, местами нет. Что-то трогало, что-то оставляло совершенно равнодушным и казалось притянутым за уши. В действие еще втянулся кое-кто из зрителей, стали спорить и возмущаться, я сначала думала, что это подстава, так актер виртуозно вышел из этой ситуации, но потом мы видели, как эта пара уходила в антракте. В общем, ничуть не жалею, что сходила, но «Старший сын» понравился намного больше.
А кроме того, я добралась на премьерного «Кота стыда» в РАМТ. На самой премьере не была, а тут вот добрые люди пригласили. Мне понравилось. Во-первых, я дико соскучилась по РАМТу и по его актерам, таким родным и любимым. Поэтому радовалась уже тому, что вижу их на сцене. Во-вторых, они замечательно играли. Даже не могу выделить кого-то одного. Каждый актер и каждая роль (а они играют по несколько ролей в этом спектакле), независимо от ее масштаба, ярки и безупречны. Уж казалось бы – просто портрет дедушки в рамке, ну что тут можно отыграть, но Максим Керин отыгрывает и еще как. И их перевоплощения из одного персонажа в прямо противоположный у нас на глазах стоят очень многого. Ну и сам спектакль. Он захватывает внимание, несмотря на, казалось бы, банальные ситуации. Но именно потому, что они очень жизненны и, наверное, каждый в этом спектакле увидит что-то до боли знакомое, именно поэтому и невозможно оторваться от происходящего. И я никак не могла понять людей в зале, безудержно ржущих все первое действие. Да, во втором действительно трагичное переплетается со смешным («Ба» Анны Ковалевой - замечательная), и смех там вполне уместен, а вот первое действие, на мой взгляд, просто страшное. Или никто из зрителей никогда не переживал семейных разногласий?.. Не знаю. Спектакль не дает никаких рецептов, просто позволяет посмотреть на все со стороны, но и этого не мало. Ставила его, кстати, Марина Брусникина, тот же режиссер, что и ставила «Ладу, или радость», хотя Лада мне больше понравилась.
В РАМТе был еще и «Берег утопии», но я про него отдельно написала.
А завершающим этот год в РАМТе для меня стала великолепная «Участь Электры». Очень соскучилась по этому спектаклю, его давно не было (одна из актрис стала мамой), поэтому смотрела с огромным удовольствием и трепетом. Для меня этот спектакль прошел под знаком Евгения Редько. Уж на что он был хорош в «Береге утопии», но в Электре он был просто блестящим. И бабуськи, сидящие впереди меня и при первом его появлении начавшие что-то бухтеть по поводу его возраста, к концу спектакля признали, что про возраст очень быстро забыли. Его Орину верилось безоговорочно. Вообще, я думала, что кто-то из пожилых зрителей вокруг меня не высидит до конца, но, к счастью, ошиблась. Высидели, были увлечены и сказали, что очень понравилось. В общем, я очень рада, что спектакль вернулся. Кажется, уже знаешь его наизусть, а все равно следишь за сюжетом с напряжением и болью.
Собственно, на этом я свой театральный декабрь завершаю, надо подлечиться к Новому году, так что оставшиеся вечера – сон, чай и пилюли.