О, эта утренняя дымка...Долгий день ты нам готовишь!
Утро, враждебное мне! Что так рано ты встало
над ложем?
Только пригреться успел я на груди у Демо.
Свет благодатный, - который теперь мне так горек! — о,
лучше б,
Быстро назад побежав, снова ты вечером стал! (с) Мелеагр Гадарский
Ранний подъем, быстрый завтрак и вот мы уже бежим по греческому Галикарнасу (зачеркнуто) турецкому Бодруму. Белёные одно-двухэтажные домики с синими ставнями что-то смутно мне напоминают...
Славен был Галикарнас своей историей (чай аж VIII в. до н.э. основания), историками (Герадотом да Дионисием), но более всего он оказался славен тем, что отметился в списке Антипатра Сидонского, ответственного за выбор семи чудес света.
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную.Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты. (с)
Сия "гробница огромная" подарила миру роскошное слово "Мавзолей" и теперь лицезреть один из оных можно не выезжая за пределы МКАДа. Но мы не о том! А о карийском сатрапе Мавсоле, что наследовал персидским сатрапам, а те, в свою очередь, Делийскому союзу, снова персам, а там и дорийцам, которые, ежели верить Юре Петухову, вообще наши братья- славяне. Что объясняет стремление Мавсола и иже с ним к гигантомании
Семь внутренних морей и семь великих рек...
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...
Вот царство русское... и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.(с) Ф.И.Тютчев
Короче, оный Мавсол, будучи не в силах противиться диким нравам предков, решил отгрохать себе склеп из склепов, а поскольку названия для подобного бесчинства в те далёкие годы ещё не существовало, то и имя сему творению было дано имени себя: Mausoleum. А может просто с фантазией на тот момент было не очень...За давностью лет, неизвестно.
Достроить мавзолей Мавсолу при жизни не случилось, а потому за завершение строительства взялась Артемисия III, его вдова, а по совместительству ещё и сестра, что как-то уже и не удивляет.
Строение получилось роскошным, размерами превосходящим всё рукотворное, ведь сам Плиний насчитал по периметру 440 футов, в высоту же, вместе с квадригой, 140 футов. Плюс всем известные архитекторы Пифей и Сатир, а также скульпторы Скопас, Тимофей, Леохар и Бриаксид приложили свои руки к сему строительству, вот и чудо света на выходе.
Нечто подобное, но не факт
А самое любопытное, что при том способе захоронения, который вышеозначенная Артемисия III применила, в самом мавзолее лежать было нечему:
"...любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила..."(с)Авл Геллий
А значит, в отличие от нашего, мавзолей Мавсола был кенотафом. А может и нет, давно это было...
Долго простоял мавзолей, удивляя всех степенью гигантомании, пока не рухнул в ходе землетрясения, что в XIII веке случилось. А дальше...
Гробницу кесаря солдаты разнесли.
Полуистлевший труп валяется в пыли,
А мрамор а кирпич прославленной гробницы
Порастаскал народ: в хозяйстве пригодится! (с) Андреас Грифиус
Мрамор понадобился рыцарям-иоаннитам для замка (но об этом позже), а украшения - англичанам для британского музея (
http://www.britishmuseum.org/explore/ga ... assos.aspx )
А теперь всё, что осталось:
Нужны ли вам подобные жалкие остатки, то вам решать. Мы же идём дальше.