принцип: так положено - для нас не работает.
Я, наоборот, считаю, что принцип "так положено" для нас работает. Просто не все хотят ему следовать. Я миллион раз узнавала у разных итальянцев, надо ли давать в ресторанах чаевые. Все в голос говорят: "Нет, уже включено". И только наши настаивают, что не включено. Что включен сервис и пойдет он в кассу ресторана, а не самим официантам. А вот в круизах, в которые я часто ходила (теперь в связи с ситуацией - пока реже
), официально объявляют о включенных чаевых. Их либо предоплачивают вместе с оплатой круиза, либо снимают каждый день со счета в фиксированной сумме с человека. И напоминают, что именно из чаевых складывается зарплата персонала. Все остальные чаевые - уже на усмотрение пассажиров. Мы обычно выбирали 2-4 человека из персонала, обслуживающих нас непосредственно, и давали им в размере 5 евро или долларов, в зависимости от компании. Один раз корабль после нас шел в Санкт-Петербург, я дала по 100-200 рублей и объяснила, что на них можно купить (когда курс был 50 руб за 1 евро). Но, вообще, чаевые развращают. Лучше бы их не было, и платили бы нормальные зарплаты.