Масаи, ребята, это нечто. Племя, владеющее всеми окрестными землями и занимающееся на них скотоводством. Несмотря на то, что сейчас у них есть возможность пользоваться какими-то благами цивилизации, они живут, не отступая от своих традиций. Ходят в национальной одежде, украшают себя сплетенными вручную изделиями. Что творят с ушами – вы уже видели. Про красные покрывала гид рассказывал, что это неслучайно. Фабула такая. Львы не трогают масаев, узнавая их по их наряду. Если лев нападет на масая, собираются мужчины и льва обязательно убивают. Это узнают другие львы (ну умные они) и предпочитают с масаями больше не связываться. Даже детей масайских не трогают. Причем у них туалеты, например, за оградой деревни расположены, и школа тоже, так что, видимо, правда не трогают. Сама же деревня защищена целым крепостным валом из колючек, проход на ночь тоже заваливается. Внутри место для скотины и жилые дома из какой-то смеси глины и навоза. В наше посещение было сухо, ничем не пахло, что бывает в период дождей – не знаю. Живут они, на наш взгляд, в жутких условиях, но при этом средняя продолжительность жизни у них значительно выше, чем в целом по Кении: семьдесят с небольшим лет против 56 -57. Питаются молоком с кровью и в хорошие времена мясом. Почти никогда не моются, с водой проблемы, пользуются каким-то маслом, от них не пахнет. Лечатся тем, что дает природа: какими-то травками, корешками, корой. Ко врачу соплеменников отвозят, только если нужна операция или тот что-то себе сломал. В том числе мужчины употребляют какой-то порошок, который увеличивает потенцию, дабы ни одну жену не обойти. Правда, порошок этот выдают только тем, у кого не меньше трех жен, дабы не было проблем. У масаев полигамия. При этом у каждой жены с ее детьми свой домик (правда, и строят эти домики сами женщины, мужчины только пасут скот). Если муж выказывает намерение (поставив свою палку у домика) прийти ночью к жене, другие жены на эту ночь забирают к себе ее детей. Можно застолбить жену для сына в возрасте лет десяти, в качестве букинга заплатив коров десять (могу перепутать цифру), потом перед свадьбой снова выкуп, уже побольше. Поэтому чем у масая больше жен, тем он круче и богаче. Вождь той деревни, где были мы, имеет восемь жен. Нашим экскурсоводом по деревне был его сын. Мальчик, между прочим, получил образование в Лондоне, а потом вернулся в деревню… Честно говоря, для меня это загадка: зачем было нужно то образование или тогда зачем вернулся… Но по-английски говорил прекрасно, в отличие от нас. Вообще, говорили с нами только мужчины, женщины рта не раскрывали (во всяком случае, при нас), ну только пели.
Сын вождя встретил нас прямо в воротах нашего лоджа, чтобы сопровождать до деревни.
Деревня изнутри
Жилые дома (и наш гид Лимо, которого мы весь тур звали Лимоном (ну услышали так, он откликался, только в последний день поняли свою ошибку, прочитав его адрес))
Нам сказали, что у этой деревни четыре месяца не было гостей. А гости – это, ясен пень, источник дохода. Во-первых, с нас собрали по 40 долларов с человека за посещение деревни. Причем отдали мы их уже в деревне какому-то их казначею, ни гид, ни водитель в этом не участвовали, только в переговорах помогли (я уже писала, что масаи не хотели брать доллары 1996 года, но взяли в конце концов). Сдачу нам сначала принесли по кривому курсу, мы возмутились, купюра тут же была поменена, в кулаке другой руки на этот случай была зажата нормальная бумажка… Не прокатило
. Кроме того, деньги они рассчитывают выручить за сувениры и еще надеются на благотворительность в пользу школы. Для нас двоих была устроена полноценная экскурсия, с песнями, плясками, добыванием огня и рассказами о жизни.
Сначала вводный рассказ, потом собрали на центральной площади народ петь и плясать женские пляски (мужчины тоже там топтались, уж не знаю, зачем)
В эти игрища втянули, конечно, и нас.
Потом показали местные лекарства (и рассказали как раз об их применении) и продемонстрировали, как добывают огонь. Трое мужчин, быстро передавая палочку из рук в руки (одному, видимо, очень трудно, руки сотрет), с высокой скоростью терли эту палочку о досочку, заблаговременно подготовив рядом труху из сухого навоза. Надо сказать, получилось это у них очень быстро и ловко.
Всё, есть огонь
Затем повели смотреть жилой дом. Как мы не развалили своими бедрами эту хибару, не знаю. В дверное отверстие еле пролезли (двери как таковой нет, но в отверстие надо входить не прямо, а заворачивая), внутри потолок прямо на голове, жуткая теснота и темнота. Только крошечное окошко диаметром сантиметров 5-7 над четырьмя кирпичами, гордо названными кухней. Рядом с кирпичами кожаное ложе для детей, а перед ним, за плетнем, закуток для детенышей животных (козлят, ягнят).
Вот это ложе – детская постель
С другой стороны кирпичей еще один плетень, а за ним спальня. Мы думали, там никого нет, но при фотографировании вслепую со вспышкой выяснилось, что там сидит хозяйка
На улице пощелкали жителей
Смотрите, какие уши: одно длинное, другое короткое
Оказывается, он просто длинное так заворачивает, чтобы не болталось. При нас накручивал и раскручивал
Пока мы ходили в гости, на улице, опять же для нас двоих, раскинулся рынок. Нас попросили, чтобы одна из нас шла по одной стороне рынка, другая - по другой, чтобы никому не было обидно. Сначала мы испугались и сбились в стаю, но потом решили удовлетворить их просьбу. Я настолько обнаглела, что стала их в упор фотографировать. В принципе, нам сразу сказали, что это можно
Сопротивлялся только вот этот детеныш, мамаша постаралась разлепить его руки, но он уперся. Но так даже интересней
Мне вот эта особенно нравится
Я купила у одной из них браслетик. Торговалась до хрипоты, была довольна, что сбила цену в шесть раз (зато масай, который со мной торговался (женщины молчали), был очень недоволен, да еще стал настаивать, чтобы я теперь купила что-нибудь и у его жены), а потом за ту же (сбитую) цену видела браслеты в сувенирном магазине лоджей. Вот засада! И чего было ломаться. Жене его я подарила кусочек мыла (не знала еще, что они не моются), а детенышу той мамашки, у которой купила браслет, ручку. И отвалила. Вообще, их стремление вытрясти ваш кошелек, конечно, понятно, но напрягает изрядно, уж очень нагло и настырно они это пытаются сделать. Раз ты белый – вынь и положь. Та же история повторилась, когда нас повели показывать их школу. Старшие дети играли в мяч, у них отдельная школа. Вон там
А малышей от трех до семи-восьми лет согнали в сараюшку, служащую для них классом, заставили декламировать нам что-то (на английском языке, сразу вспомнилась Индия, но там это было искренне и круче), а потом постарались раскрутить на благотворительность. Махали перед нами какой-то тетрадкой: то ли доходная книга, то ли расходная, что-то лопотали про адрес и про деньги, но мы включили «не понимаю по-английски». Масаи начали искать Лимо, чтобы он перевел. Мы тоже. «Где же Лимо? Ой, где Лимо? А пошли к автобусу, он, наверное, там». Как же мы были ему благодарны за то, что он испарился перед нашим посещением школы, и нашелся только, когда мы вернулись к автобусу. Очевидно, он прекрасно знал про это разводилово, вот и дал нам возможность прикинуться дурами. Хватит с них 40 долларов. Ручки там стоят копейки, как мы потом выяснили.
Дети
Еще несколько фото деревни
Вот такие колючки растут
К нам выбежал козленок, совсем крошечный, еще пуповина болталась на пузе
А прямо посреди улицы сидела девушка и мастерила что-то из бисера
Надо сказать, что мы были раздражены их настырностью в школе, и обнаглели настолько, что напомнили, что нам показали только женские танцы. А где знаменитые мужские с их прыжками?! Видимо, они еще не потеряли надежду на дополнительные финансовые вливания. Собрали несколько мужчин и стали «танцевать». По-моему, им самим было смешно. Мы потом видели, как на самом деле могут прыгать масаи, когда они танцевали у нас в лодже, а эти халтурили откровенно, еле подпрыгивая, только один класс показал.
Поглазели мы на это действо и боком, боком свалили в автобус. Всё, мы в домике.
Тут уже и водитель, и гид рядом, не страшно. Мне это посещение очень понравилось, интересно, производит впечатление. И главное, это не для туристов всё, они на самом деле так живут. Мы потом по дороге видели и другие такие же деревни. Когда вождь умирает, его хоронят в деревне, деревню бросают и строят новую, благо земли полно.
Времени мы в деревне провели довольно много, на сафари до заката оставалось часа полтора. Поехали.
Гид сказал, что эти слоны спят
А здесь вообще вповалку. Слонята иногда спят лежа, взрослые слоны только стоя
Приехали мы к какой-то горушке, на которой оборудована смотровая площадка. И Килиманджаро можно посмотреть, и вообще окрестности. Ну кАнеШна, там была стая китайцев, куда ж без них. Слава Богу, в отелях они нам не попадались. А здесь они оккупировали площадку, не продерешься, да еще с тАААкими фотиками.
Обратите внимание на китаянку в сиреневой шапочке у коленок стоящего мужчины. Трындец. Только для глаз и рта вырез, все лицо закрыто, лишь бы не загореть, не модно…
Виды оттуда вот такие
Пощелкали и спускаемся
День уже клонится к закату
Еще несколько тщетных попыток сфотографировать страуса на фоне Килиманджаро
А как называется эта птица, я не помню, но помню, что это самая тяжелая птица в мире среди летающих
На этом наше вечернее сафари заканчивается, в Амбосели осталось только поужинать и переночевать. Темой же прошедшего дня, конечно, стали масаи.