Надо сказать, что мне здорово повезло с литературой. Очень приглядный путеводитель по Хельсинки у "Афиши", а тут еще подвернулись "Прогулки по Хельсинки и окрестностям" Лосева - инсайдерский взгляд краеведа, давно живущего в Финляндии, с множеством интересных подсказок для гостя города. Сайт Финляндии и сайт Хельсинки имеют русскоязычные версии, что, конечно, удобно. На сайте Хельсинки можно скачать брошюру с маршрутами прогулок. В турофисе бумажная версия уже давно разобрана.
http://www.visitfinland.com/ru/http://www.visithelsinki.fi/ruКогда программа была вчерне составлена, оказалось, что не хватит не только шести дней, которыми мы располагали, но и двух недель. Благо, Хельсинки близко, и ехать туда очень удобно. Добираться решено было поездом. Излюбленные питерцами маршрутки, особенно ночные - развлечение не вполне в нашем вкусе. Тем более, что Аллегро ходит несколько раз в день, в пути всего три с половиной часа, и прибываешь сразу на самый красивый в мире вокзал.
Тут я затупила - думала, что билеты дорожают за неделю до отправления, а на самом деле за две. Поэтому обратный билет стоил две с половиной тысячи, а билет туда уже все четыре. Вот разъяснения тарифной политики перевозчика:
http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5345Поскольку это был наш первый приезд в Хельсинки, решили не связываться с поездкой с чемоданами городским транспортом и выбрали отель в пяти минутах ходьбы от вокзала. Место оказалось удачным - через дорогу вход в метро, под окнами остановка сразу нескольких ключевых трамвайных маршрутов. Для вылазок в отдаленные районы это не лишне.
Что касается транспорта - система зон и тарифов в Хельсинки довольно заковыристая, хотя маршрутов полно, и расписание неукоснительно соблюдается.
Для короткого путешествия (1-3 дня) хорошим вариантом может быть Helsinki card, сочетающая в себе функции проездного и музейной карты, дающая возможность покататься на туристическом автобусе и поучаствовать в круизе по архипелагу.
https://www.helsinkicard.com/Но мы-то собирались в Хельсинки на неделю, поэтому пришлось искать другие варианты. С музеями нашелся идеальный выход - недельная музейная карта (39 евро). Окупилась дважды, притом что мы не маршировали от музея до музея, а просто заходили, куда хотели, во время прогулок. Есть отличный годовой вариант по образцу голландского, но тут финны, чтобы отсечь иностранцев, сделали необходимым условием регистрации в программе адрес в Финляндии, на который карта будет выслана. Обе карты покрывают музеи всей Финляндии, в отличие от Helsinki card. Не все музеи участвуют в программе, но очень многие - да.
О недельной карте подробнее:
http://www.museot.fi/week-card/#ruС транспортом определиться несколько сложнее. Есть варианты с неограниченным количеством поездок на несколько дней. Есть вариант электронного кошелька, когда кладешь деньги на карточку и используешь ее по мере необходимости. Карточки на несколько дней должны быть у каждого свои. Электронный кошелек позволяет платить за нескольких человек сразу - на валидаторе есть функция "добавить человека". Билеты на несколько дней действительны в пределах определенного количества зон (зона 1 - сам Хельсинки, но без Эспоо и Вантаа, для которых нужен региональный билет). С помощью электронного кошелька можно оплатить любой билет - главное правильно выбрать тариф на экране валидатора. Оплата действует в течение часа и допускает пересадки. Внимание! Если вы выбрали самый дешевый тариф - "трамвай" или "О", пересаживаться можно только с трамвая на трамвай, если тариф "1", то с любого транспорта на любой. Этот же первый тариф действует и при поездке на городском пароме к крепости Суоменлинна. Мы брали Value cards - тот самый электронный кошелек. Ездили много, потратили примерно по 30 евро на человека. Карточки на 6 дней обошлись бы в 31,5 евро. В нашем случае - почти одно и то же, но мы сохранили карточки, и можем пользоваться ими и в следующих поездках. Если будем брать отель, докуда из центра нужно ехать, однозначно выгоднее будет взять карточки на несколько дней.
Сайт транспортной системы Хельсинки. На первой страничке возможно воспользоваться планировщиком поездок. Кстати, адаптированная версия HSL мне нравится больше, чем оригинал. Ну и конечно, maps.me бесценен. По крайней мере, всегда понимаешь, где находишься.
https://www.hsl.fi/enПланировщик поездок по Финляндии:
https://www.reittiopas.fi/Любопытно, что в автобус заходят через переднюю дверь и пользуются валидатором у водителя, а в трамвай через любую. Когда плывешь на Суоменлинну, валидатор находится на пристани. На самом кораблике оплатить проезд нельзя. Нам контролеры не встретились ни разу, но, говорят, они существуют. Штраф за безбилетный проезд 80 евро.