Следующая остановка – Ботанический сад. Расположен у села Камлак на Чуйском тракте.
Не то, чтобы я так уж любила всякие искусственные парки. В конце концов, на алтае природа в диком виде настолько красива, что мысль о парках кажется странной и неуместной.
Но здесь получился очень интересный контраст: посреди алтайской тайги оазис, где растут японские, китайские, североамериканские кустарники, травы и деревья.
Это приспособление – простейший самогонный аппарат у алтайских народов. Перегоняли молоко на водку.
Есть здесь и Тропа здоровья. Но это не игрушечная прогулочная дорожка. Проложен полновесный многокилометровый туристический маршрут. Жаль, у нас не было времени пройти по нему.
А берет он начало с этой смотровой площадки. Внизу – речка Сема, вверху – покрытые лесом сопки и синее-синее небо.
Время к обеду. Пора подумать, где и как подкрепиться. Поэтому поспешаем в Чергу. Зачем? За сыром. Там расположен Чергинский масло-сыро-завод. Продукция славится на весь Алтай.
И не зря славится. Из сыров выбрали «Горный Алтайский» - он изготовлен по оригинальной рецептуре, разработанной на заводе. Заодно прикупили свежий хлеб и алтайское сливочное масло. Масло неплохое, но наше башкирское, как минимум, не хуже. Но вот сыр действительно замечательный. На обратном пути заехали сюда специально и взяли полголовы сыра «Горный Алтайский» домой - вроде сувенира.
По своему уже обыкновению отыскали красивое место у реки и расположились табором. День был ясный, солнечный, теплый. Лакомились бутербродами с сыром, нежились на солнышке, загорали, в общем, наслаждались жизнью.
Наслаждались довольно долго, даже подумывали заночевать. Но потом решили все же ехать и хотя бы пройти Семинский перевал, рубеж Северного и Центрального Алтая.
Длинный 9-километровый подъем – временами закладывает уши – и мы на перевале. 1294 м над уровнем моря.
Перевал оккупировали торговые лавки. Весь Алтай и половина Монголии – здесь. Травы, сувениры, мед и медовые лакомства (например, кедровые орешки в меду), резьба по дереву и кости и большой выбор монгольского трикотажа: от шарфов и палантинов до курток и пальто. Все из шерсти верблюда или яка. Но особенно хороши изделия из пуха яка («пухояк», как их назвала дочь). Шелковистые на ощупь, легкие, теплые (проверено в деле). Словом, если случится бывать в тех краях, рекомендую.
Вдалеке виднеется памятник в честь 200-летия добровольного вхождения алтайцев в состав Российской империи.
На перевале несколько закусочных с устойчивой хорошей репутацией. Особенно понравились хороши беляши. Хотя неплохо делают и чебуреки и алтайские лепешки. Все жарится здесь же. Качество продуктов – отменное.
Вот только холодно, дует пронзительный ветер – и не поймешь, откуда: то справа, то слева, то сзади. Ничего не поделаешь: перевал – открыт всем ветрам.
Солнце еще стоит высоко, время есть, так что едем дальше.
А дальше у нас перевал Чике-Таман. Высота 1460 м. Дорога вьется серпантином и требует неусыпного внимания, особенно на спуске. Зато вид с перевала открывается просто замечательный!
Памятник строителям Чуйского тракта
Смотровая площадка.
По другую сторону виден старый Чуйский тракт, тот самый, по которому в годы войны везли из Монголии мясо, овчину, шерсть, тулупы, валенки – все для фронта, все для победы.
Там и разбился легендарный Колька Снегирев.
На тракте установлен памятник шоферам, для которых преодоление Чуйского тракта – повседневная работа.
На плитах высечены слова баллады «Есть по Чуйскому тракту дорога». С детства помню, как во дворе у нас напевали: «Если АМО Форда перегонит, значит, Раечка будет твоя…».
Вот, оказывается, где все произошло.
На перевале, как, видимо, тут принято, расположились торговцы местными сувенирами, травами, медами, монгольскими изделиями, беляшами и лепешками. Мы не устояли перед соблазном и загрузились сувенирами. Мед решили купить попозже, на обратном пути. Лучше на пасеке.
Кстати, после перевалов на глаза перестала попадаться навязчивая реклама разного рода гостиничных услуг. То есть отдохнуть есть где – туристическая инфраструктура здесь есть, но в лучшем случае, приглашают или просто извещают, но не зазывают.