Необычные, интересные и красивые храмы Москвы - избранное(неправославные заметки) Эту тему я задумал давно и планировал претворить её в жизнь ещё в прошлом году. Но в межсезонье затянул с дописыванием "основных" рассказов, потом пошли очередные плановые поездки и, соответственно, новые рассказы о свежих впечатлениях... И вот теперь, год спустя, всё, наконец, сложилось: старые "долги" закрыты, новые маршруты проработаны, творческого кризиса, вроде, не наблюдается, время есть, в общем, пиши - не хочу:) Тем более что тематического материала за это время заметно поприбавилось, так что рассказ будет длинным и, скорее всего, с продолжением.
Впрочем, чем ЭТО точно не будет - так это
рассказом. Потому что информации о тех местах, которые я покажу, "вагон и маленькая тележка", причём её и "копать" не надо: открыл "Википедию" и прочитал, а её, как правило, если не слишком усердствовать и ограничиться объёмом на уровне "для общего развития" (а кому нужно глубже - они и без меня уже давно всё знают), вполне хватает. Поэтому я буду давать лишь самую общую канву, помогающую "в общем и целом" понять исторический и временной контекст описываемого "объекта". Более того - для тех, кто захочет сразу и не утруждаясь узнать побольше, я буду приводить в начале каждого раздела ссылку на соответствующую статью той же "Википедии" (или другого источника, если он показался мне более полным).
И делать так я буду не из-за лени, а просто по соображениям здравого смысла. Одно дело, когда, рассказывая о каком-то городе, крепости или монастыре в Италии или Испании, я вижу, что русскоязычной информации явно недостаточно или она, мягко говоря, не слишком достоверна, что, к сожалению, тоже бывает, а местная "Википедия" ограничивается только общими мало интересными фразами, приходится реально выкапывать такое, что, без лишней скромности скажу, найти бывает не так уж и просто, особенно без знания языка. И совсем другое - когда всё лежит на поверхности: банально переписывать, согласитесь, глупо, пытаться изложить то же самое "своими словами" - а зачем?.. Поэтому мой обзор (впрочем, и это слово не совсем удачное - это никакой не обзор, если таковой подразумевает некую полноту и системность) сводится в основном к иллюстративному ряду (то бишь фотографиям) и моим личным комментариям и впечатлениям, лишь слегка - чисто символически - "приправленным" документально-историческими фактами.
Ну и ещё: в рассказе (нужно же его как-то называть, коль это не обзор и даже не путевые заметки в силу отсутствия этого самого "пути" - не считать же таковым несколько остановок на метро) не будет таких "суперграндов", как Новодевичий и Донской монастыри, собор Василия Блаженного, кремлёвские храмы (и т.д., и т.п.) - всё это слишком общеизвестно. Хотя, конечно, то, о чём я буду говорить, тоже не претендует на "открытие Америк" и даже на "тайны мадридского двора", я это понимаю и не скрываю... Не вошли в него и столь известные храмы, как церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор в Измайлово, уже "прозвучавшие" в отдельных тематических рассказах.
Вот
Как сейчас модно говорить - "как-то так"
**********
Пожалуй, лучшее, что дали человечеству официальные религии (хоть немного смягчив этим нанесённый ей вред в виде возведённого барьера между людьми и их свободным духовным развитием) - это шедевры мирового искусства, в частности - потрясающие архитектурные сооружения, многие из которых стали, без преувеличения, настоящими символами планеты под названием Земля. Романские церкви, готические соборы, буддийские храмы, мечети, часовни, монастыри (даже в столь общем виде всех их всё равно не перечесть...) - это те самые "ноты", которые образуют мировое достояние "музыки, застывшей в камне", как назвал когда-то архитектуру великий Гёте.
Этот рассказ посвящён
русскому религиозному зодчеству, но он не имеет никакого отношения к религии, и ключевым словом здесь является именно "
зодчество". Да, многие храмы духовны, но не потому, что они являются составной частью религий, их породивших, религии сами по себе вообще не имеют ничего общего с духовностью - а потому, что они были рождены настоящим, подлинно божественным вдохновением, полётом духа гениальных людей, их создавших. Ибо "Господь не в рукотворенных храмах живет", как сказал когда-то один великий человек, который ещё жил, в отличие от своих же последователей, по заветам Христа. А те, кто искренне ищет бога, всегда смогут найти его и вне храма:)
Что ж, начнём?!