Теперь настало время больших бонусов. Поколесив по ближайшим окрестностям, мы остановились у странных, похожих на гигантских кузнечиков, сооружений, стоявших вровень друг с другом, будто перед невидимой стартовой чертой, и уже который год готовых, хоть прямо сейчас, тронуться в путь. В программе тура ничего такого не значилось. Мы вышли из автобуса и собрались в массивной тени, падающей от этих сооружений. Да, действительно, странные. «Кузнечики» возвышались, закрывая солнце, на огромных многоколёсных платформах, стоявших на четырёх параллельных рельсовых путях. Многотонные платформы попарно соединялись замысловатыми конструкциями, увенчанными крупными жёлтыми дугами, готовыми принять в свои «объятия» нечто … У сооружений ждал Владимир Полуэктов, начальник управления безопасности филиала ЦЭНКИ на космодроме, который поприветствовал нас на территории ракетно-космического комплекса «Энергия» и мягко погрузил на остаток дня в свои интереснейшие, полные практического опыта и искренних тёплых чувств, повествования. «Монстры-кузнечики» оказались двумя настоящими и работоспособными, хоть и немного подёрнутыми коррозией, установщиками, предназначавшимися для ракет-носителей «Энергия». Каждый из них принимал в объятия своих цепких и надёжных дуг драгоценную ракету и медленно вёз её от МИКа к старту, где поднимал и бережно устанавливал на стартовую позицию. Такой установщик - очень тяжёлая и громоздкая конструкция, занимающая сразу два параллельных железнодорожных пути и передвигающаяся при помощи синхронно управляемых тепловозов-спарок. Да, для перевозки ракет сверхтяжёлого класса, таких как «Энергия», требуются особые транспортно-установочные агрегаты. А ведь до «Энергии», в далёких семидесятых, по этим самым путям на этих платформах двигалась на старт для испытаний другая сверхтяжёлая стометровая ракета – Н-1. Она не получила имени при жизни, так как была распилена и уничтожена за шаг до своего триумфа, уже стоявшая практически на старте. Зато её по праву называли с самого начала царь-ракетой и создавали для полётов на далёкую и всё ж такую близкую Луну. Луна манила С.П. Королёва (а ещё сильнее - Марс). Как сильно он хотел, чтоб наши космонавты на неё ступили до американцев! И как же жаль, что он так скоро умер - в самом начале зарождения большой ракеты, предназначавшейся для воплощения очередной большой Мечты, которую его преемники не сберегли. А если честно - погубили… Позади установщиков вырастал огромный, самый большой в мире, монтажно-испытательный корпус, построенный в конце 1966 года для сборки ракеты-носителя Н-1 прямо на космодроме. Для сборки даже двух таких больших ракет одновременно! Из его ворот когда-то выезжали те самые платформы и вывозили к старту царь-ракету, сулившую вот-вот открыть землянам путь к другим планетам и приоткрыть далёкие и недоступные миры. Хотя бы лунный мир - почти знакомый и наполовину видимый с Земли безоблачною ночью! Не сбылось… Обесцененная победой американцев в лунной гонке и обескровленная нехваткой бюджетных денег, была закрыта наша лунная программа и уничтожена бесследно амбициозным росчерком пера почти готовая к полётам дальним царь-ракета… Да, продолжение лунной программы и завершение начатого дела было для страны весьма накладным, и мировое первенство ушло, ослаб и интерес к Луне; да, жаль, что были уничтожены труды и достижения, и оказались вдруг напрасными большие траты государственных ресурсов; но самое абсурдное, что ведь на этом не закончилось стремление человека в дальний космос. Такую же тяжёлую ракету, как уничтоженная Н-1, и даже тяжелее, мы стали по другой программе заново изобретать с нуля… Прошёл десяток лет, был переделан МИК, на установщиках и стартах сменила царь-ракету новая - «Энергия». И снова предвкушение. Ракета получилась хороша! Испытана была с безоговорочным успехом – случалось ли когда ещё такое! Увы, успешную, хотя и слишком дорогую, программу под названием «Энергия-Буран» у нас закрыли тоже. МИК стал частично применяться как музей. Но и на этом не закончились потери. Злой рок не отступил, решив добить свидетельства великих наших достижений и отогнать великую Мечту подальше: в 2002 году в том самом МИКе частично рухнула ремонтировавшаяся кровля… Погибли люди. И не только - так нелепо и безвозвратно исчез с лица Земли, раздавленный обломками, великолепный орбитальный самолёт «Буран», который совершил в 1988 году свой триумфальный и единственный космический полёт с неповторимой беспилотной и виртуозной в своей точности посадкой на аэродром. А также под завалами пришли в негодность несколько макетов доставившей его к орбите ракеты-носителя «Энергия» и наземное оборудование. Вот и не стало у нас еще одной большой ракеты и одного большого и умного космического самолёта… Прошло восемь лет. Быть может, не так уж и много – задача по восстановлению утраченного непроста и недешева. Но МИК до сих пор не оправился и так и стоит с частично обрушенной крышей, а у ворот, немым укором – те самые огромные установщики, готовые принять и повезти очередную грандиозную ракету, способную лететь на Марс, к заждавшемуся старту. Когда стоишь здесь, в тени установщиков, не верится, что этот МИК имеет и обратную – живую сторону: сегодня утром мы там были и зачарованно встречали являющийся миру из других ворот «Союз», залитый светом жизни. Жизнь сохранилась в МИКе, и она даёт надежду!
|