На следующее утро мы отправились на экскурсию по окрестностям. Изучив отзывы, я пришла к выводу, что без машины самостоятельные вылазки все-таки менее удобны, чем экскурсия. Кстати, если Вы водите машину, просто грех не помотаться по горам вокруг Лутраки. Ах, как вкусно в отзывах описывали посещение горных монастырей. Да, дорога высоко в горы страшная из-за ужасного серпантина, но оно того стоит, судя по рассказам. Да и по Пелопоннесу хорошо бы поездить самостоятельно. К сожалению, многие экскурсии банально не набираются, а индивидуальная экскурсия – удовольствие дорогое. Нам еще повезло, что как раз во время нашего пребывания набралась экскурсия в Олимпию и Патру. Говорят, это случилось второй раз за весь сезон, да и то не у Музенидиса, а у другого оператора (Опен Вей). А вот Спарта и Мистра так и остались неосвоенными. Правда, в Спарте не осталось ничего, кроме названия, но все равно хотелось доехать до юга Пелопоннеса, да и Мистру посмотреть с её монастырем. В основном народ из Лутраки едет в Арголиду (Эпидавр, Микены, Напфлион), но мы там уже были. Ну и как раз на ту экскурсию, на которую мы собрались сегодня (а то я опять куда-то отвлеклась): монастырь Святого Потапия, Гераклион, озеро Вульягмери, Коринф. Нас еще по пути завезли в магазинчик в Перахоре, местной типичной деревне.
Нас попросили подняться наверх, на шоссе, чтобы автобусу не кружиться по узкому проезду к отелю. В ожидании автобуса щелкаем свой отель от автобусной остановки.
Кстати, автобусом мы не пользовались ни разу. Ходят они редко, к остановке надо подниматься в гору, билет стоит 1,70 евро, в Лутраки автобус тоже останавливается не где попало. Если уж невмоготу пешком, то просто вызывали с ресепшн такси. Стоит это 3,5 плюс 2 евро вызов. За машину. Вот и считайте. Подходишь на ресепшн, говоришь: «Такси. Лутраки.» Ресепшионист звонит, вызывает такси, называет Вам номер машины, выходите из дверей отеля, через 3 минуты такси возле Вас. Обратно тоже поймать машину не проблема, в городе их полно, соответственно, просто за 3,5.
Но вот подходит наш экскурсионный автобус, и мы отправляемся на экскурсию. Гид – Константин, тоже из наших советских греков. Соответственно, совершенно легко говорит по-русски. Как и водитель, Лазарис. Вообще, у меня ощущение, что в Музенидисе работают исключительно наши бывшие соотечественники, во всяком случае непосредственно с туристами
. По-русски говорили все наши водители, с которыми приходилось ездить за это время. В «Опен Вее», когда мы отправились с ними в Олимпию, по-русски говорила только гид.
Монастырь Святого Потапия – место паломничества в основном тех, кто просит об исцелении. Говорят, верующим он помогает избавиться от самых страшных болезней. Но туристов привозят туда еще и ради великолепной панорамы, которая открывается с площадки возле монастыря. Собственно, в сам монастырь, в жилую его часть, туристов не пускают. Но пещера Потапия находится вне жилой части. Здесь же расположена церковь и монастырская лавка, в которой угощают свежайшим и вкуснейшим лукумом… Опять я о еде…
В пещере – рака с мощами Потапия. Фотографировать нельзя. Пещера маленькая, вся увешана лампадками. Мощи закрыты покрывалом, но правый кулак выглядывает наружу, да и покрывало тонкое, легко угадываются очертания лица. Короче, жутковатое зрелище. Рядом стойка со свечами, листочками бумаги, кусочками ваты, пропитанной святым маслом, металлическими бляшками с изображением того, из-за чего, собственно, Вы к Потапию пришли. Т.е. есть изображения ног, рук, живота. Надо взять такую бляшку и поставить рядом с ракой. Можно взять бляшку с изображением ребенка или мужчины (женщины), если молитесь о супружестве или о ребенке. Рядом стоит монашка, но ее функция ограничивается наблюдением. Как и во всех церквях Греции, за свечи, поминальные записки и другие атрибуты (те же бляшки и ватку) Вы платите столько, сколько не жалко, просто бросаете деньги в специально для этого предназначенный ящик. Свечи ставите уже на улице, в специальной нише, просто зажигаете и втыкаете в песок.
Вход в пещеру и там же, на крылечке, ниша для свечей
А это вид со смотровой площадки. Внизу Лутраки, за ним – Коринфский канал и Пелопоннес, справа –Ионическое море, слева – Эгейское.
Спускаясь к стоянке автобуса (а от неё к монастырю еще надо было подняться ножками, довольно высоко), фотографирую еще панораму Коринфа.
Дальше наш путь лежит к святилищу Геры, Гераклиону. По дороге из автобуса щелкаю озеро Вульягмери, окруженное горами. К сожалению, фотография очень неудачная, но других нет, стоя на берегу озера, такой панорамы, естественно, не получается, а фотопауз по дороге не делали, да и негде на серпантине их делать, наверное.
Строго говоря, озеро озером не является, это морской залив, просто пролив между ним и морем очень узкий, вот и стали называть озером. Вода в нем морская, но с добавлением родона, т.к. родоновые источники бьют со дна озера. Считается очень полезной, но мне купаться в этом озере не понравилось, во всяком случае, в том месте, куда нас привозили, дно было очень неприятным: осколки камней и какая-то муть. Входить больно, выходить больно, так, просто поставили галочку. Хотя я читала, что есть и песчаное дно, видимо, мы были на другом пляже. Кстати, и сам пляж неуютный. Но я опять забежала вперед. Итак, Гераклион. Надо сказать, от святилища мало что осталось.
Да и с тем, что осталось, никто не церемонится, устроили пляж. Обратите внимание, девушка прыгает со скалы (она долго решалась, а я все это время ждала, притаившись с фотоаппаратом
).
Говорили купальщики на русском (матом, преимущественно).
Место это знаменито в основном тем, что здесь закончил свою жизнь Ясон.
Там же, рядом с Гераклионом, находится маяк. Поднимаемся к нему.
Смотрите, какая скала в море
Вот так покрупнее
А вот и сам маяк
Вода возле скал действительно такого потрясающего цвета
Очень далеко, но, если присмотреться, от маяка виден вход в Коринфский канал, видно, как Пелопоннес буквально отрезан от материка острым ножом.
А это мы уже на Вульягмери.
Собственно, это единственная фотография оттуда. С берега там фотографировать нечего, сверху надо было, с дороги, но это уже в пролете.
По дороге с озера заезжаем в Перахору, в магазинчик при маслобойне. Отоварились там, по-моему, все. Оливки, масло (4 евро литр!), натуральное мыло (дорогое), варенье, домашнее вино по 2 евро литр! Я купила маленькие бутылочки (250 мл) белого и красного вина, такую же – оливкового масла, кусок мыла и баночку варенья из бергамота. А уж оливок разных напробовались…
Настало время обеда, нас завезли перекусить в кафе на Коринфском канале. Ира заказала сувлаки (такие маленькие шашлычки), я ограничилась мороженым и соком. Из всех греческих едален, где мне приходилось бывать, эта - самая невнятная. Сок (свежеотжатый) разбавлен слишком большим количеством льда, мороженое – синтетика (и очень дорогое), сувлаки тоже так себе, на мой взгяд. Никакого сравнения с таверной в Лутраки. Дорого и невкусно. Но зато, пока ждали заказ, развлеклись вот таким зрелищем: крошечный буксир прет по каналу большущее судно.
А еще помахали нашим соотечественникам на яхте, выходящей из канала под российским флагом.
После обеда поехали в древний Коринф. Не путайте с Коринфом современным, он в пяти километрах от древнего. Вход в археологическую зону – 6 евро, для детей до 19 лет – бесплатно. Сама экскурсия, кстати, стоила 60 евро.
Храм Аполлона и колодец Главки. Главка – это возлюбленная Ясона, на которой он хотел жениться, расставшись с Медеей. Медея подарила Главке свадебную тунику, пропитанную ядом. От страшных мук Главка бросилась в колодец, чтобы остудить горевшую кожу. Там и погибла вместе со своим отцом, который пытался ей помочь эту тунику снять. Дальнейшая судьба Медеи всем известна.
Дорога, сделанная еще древними римлянами (в принципе, вообще, развалины древнего Коринфа относятся к Древнему Риму, а не к Античной Греции, от греков вообще ничего не осталось, кроме места и названия).
Это, кажется, библиотека
Вид на Акрокоринф. Считается, что в Коринфе был самый высокий акрополь среди древнегреческих городов.
Мы туда тоже поднялись. Ворота внутрь заперты, но говорят, все самое красивое – снаружи. Но мы просунули внутрь объективы. Там тоже симпатично.
Ну и покружились возле крепости, фотографируя панораму.
Собственно, подъемом на Акрокоринф была поставлена точка в нашей сегодняшней экскурсии. Константин назвал ее прогулкой из-за минимального количества информации и из-за большого количества чисто созерцательных мероприятий.