Сказ о там, как мы в Волгоград ездили...или о нашем автопробеге по бездорожью.
Решили мы как-то в Волгоград съездить. И чтоб на вторые майские праздники.
Начали подготовку, билеты купили, отель забронировали в центре.... По времени у нас получалось 4 дня(дабы салют глянуть, приписали себе ещё денёк к праздникам), предполагалось, что один день на Волгоград потратим, а на остальное время экскурсий наберём... Вере хотелось в Элисту, а мне на солёные озёра... Эльтон и Баскунчак.
Но тут выяснилось, что на интересующие нас даты нет экскурсий на солёные озёра, туда всё начинается с конца мая, ибо народ едет туда в грязях поваляться, да в солёной воде покупаться(если будет), а на майские - рановато. Зато есть экскурсия в Камышин... поглядели, нам тоже туда захотелось. В общем, много куда хотелось - в три дня всё не уместить. Закралась шальная мысля, а не взять ли нам... машину.
Глянули на карту и приуныли - расстояния огромные, а дорог по минимуму. Началась подготовка. Искали машину, а параллельно искали дороги, по которым эту машину можно будет прокатить. Маленьких внедорожников типа Suzuki Jimny или Нивы что-то никто не сдавал, по крайней мере я не нашёл, сдавали огромные махины, как правило, в белых тонах, все в бантиках и за дикие деньги - на свадьбы(хотя казалось бы - степь кругом, полно грунтовок с неизвестной проходимостью, но нет, все джипы исключительно свадебные). На такой машине в лужу страшно будет заехать - вдруг испачкаешь. Ещё практически у всех контор оказался суточный лимит пробега в 200-300 км - это никак не подходило, от отеля до Элисты и обратно получалось минимум 600 км. В общем, нашли контору, в которой нас согласились выпустить за пределы Волгоградской области по безлимитному тарифу...
Хотел сначала взять Nissan Almera, ибо знаком с ней, и посадка у неё чуть менее жигулёвской - есть шанс проехать, но таковые разобрали, предложили Hyundai Verna, согласился. Глянул интернеты - посадка 155мм - приуныл немного, ибо с дорогами было немного сложнее.
Изначально планировал засунуть посещение Элисты и озера Баскунчак в один день. В тех краях есть крупная речка, Волгой зовётся, так вот, два моста через неё есть в Волгограде, а следующий мост аж в Астрахани - меж ними ничего, а мне очень надо, чтоб напрямки - с крюком через Астрахань, либо Волгоград - точно не успею. Много и часто менял маршруты, как уместить всё желаемое в 3 дня.
Первый день получался что-то вроде Волгоград-Элиста-Цаган Аман, Никольское - Сокрутовка - Баскунчак - Волгоград. Путь и так не близкий, а меж Никольским и Сокрутовкой протекает Волга с рукавами, один из которых достаточно крупный, Ахтубой зовётся... в общем, там насчиталось 3 парома, работоспособность и график которых не известен + сеть грунтовок по островам с неизвестной проходимостью (на карте этих дорог нет, но на спутнике накатанные следы видать
).
Посмотрел страшных роликов на трубе, как там народ машины в песке толкает, узнал что паромы не в половодье работают. Узрел на форумах, что в апреле уже работают... успокоился. И тут бац! Узнаю, что тут всё не как у людей, тут половодье не при сходе снега, а искусственное, при спуске воды с Волжской ГЭС, и оно как раз началось за недельку до майских. Мониторил в сети данные уровней воды, поднявшейся на несколько метров, переживал, проеду ли, работает ли паром... В конце концов позвонил паромщику: -Вот мол, хочу проехать из Никольского в Сокрутовку, работает ли паром, можно ли там проехать на легковушке? -Ээээ, проехать, если только на лодке! Сейчас пиковый сброс, всё под водой!
С одной стороны, он меня успокоил - поеду по нормальной дороге, с другой стороны, опять переписывать маршрут
.
В общем, угробилось на прокладку маршрута пара месяцев, и поехали почти не подготовленными. Что успеем, то успеем. Ещё и рейс наш Аэрофлот перенёс на часок попозже. Прилетели в 10 часам вечера, впотьмах получили машину, пока доехали до города, сходили в магазин за продуктами, доехали до отеля, разместились - уже к полуночи.
А следующим днём в 3 часа утра выезд, хотел изначально в 2 часа выезжать, но жену на такое подбить не удалось
.
Да и так что-то не спалось, еле заснул, тут же встал и уже выезжать. Вчерась ещё на ресепшене нас уговорили на завтрак. Мы думали, мож сухой паёк какой, а нас соблазнили на кофе с блинчиками... в без копеек 3.
Вчера, при приёмке машины, заметил пункт, что мол запрещается езда по бездорожью... спросил, что да как? Ну, я бы всю езду по Волгограду приравнял к езде по бездорожью, ответил представитель автопроката... Нас долго и упорно пугали волгоградскими дорогами, а так же камерами. Волгоград - город длинный, нам от отеля в центре до выезда из города под сорок километров ползти, практически повсеместно ограничения в 40 км/ч, т.е первый час только из города выбираться.
А ещё тут, видимо, местами дорогу со сталинградской битвы не ремонтировали, и вдруг взялись за ремонт, либо ямки дикие, либо асфальт снят, либо положен новёхенький без разметки - ночью ехать по незнакомым ямкам непривычно
.
Но, выехали удачно, без потерь. Восход встретили в степи, уже по дороге в столицу Калмыкии - Элисту. Дорога там хорошая, ехать легко. Гайцы стали попадаться на трассе уже ближе к Элисте - проснулись.
На въезде в город нас встречает Золотой Всадник, он же Джангар. Главный герой одноимённого калмыцкого эпоса о стране счастья Бумбе.
Машинка у нас кушала с аппетитом, при хорошей скорости около десятка литров на сотню километров (4 ступени в автомате, ничего не поделаешь), по сему, вскоре после въезда в город свернули на заправку. А заодно от заправки сбегали посмотреть на самое старое здание Элисты - красную школу. Второе по древности здание в Элисте. Построено оно было в 1907 году. (старше только бывшая церковно-приходская школа, в 1940-х переделанная в церковь)
Элиста, как постоянное поселение - сравнительно молодое, появилось здесь в середине 19 века. До этого здесь была одна из калмыцких кочевых стоянок. Звалась Элиста, т.е песчаная, ибо один из склонов балки был песчаным... В 1845 году император Николай Первый решил облесить калмыцкие степи, дабы ветров таких сильных не было, да пески не распространялись, указ издал. Но для лесопосадок нужна была постоянная рабочая сила... решили наделать постоянных поселений. Одно из них и разместилось на месте калмыцкой стоянки Элиста. Основал его крестьянин Степан Прокопьевич Кийков, вырыл здесь свою первую землянку в 1862 году. Так, за полторы сотни лет с нескольких дворов поселение разрослось до столицы Калмыкии с населением более 100 тыс человек. Причём, скорее даже за вторую половину 20-ого века, ибо город сильно пострадал в войну, а потом ещё долго стоял не восстанавливаемый, во время ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков.
После войны старых построек осталось не много, по сему, Элиста - город новый. Но сие лирика. Пощёлкали школу и побежали назад к пепелацу.
С заправки у красной школы махнули на другой край города - к хурульному комплексу Геден Шеддуп Чой Корлинг.
Навигатор вёл по объездной и прям к хурулу. Подъезжаю... Ба! Там парконуться негде, кирпич и гаец в машине сидит... Вчера нас сильно пугали калмыцкими гаишниками, мол звери, придираются вообще ко всему, ну просто совсем, завтра всё сами увидите. Подъезжаю, делаю круг почёта, спрашиваю: -А как к хурулу подъехать? - А так езжайте! -Ээээ, а там как бы кирпич висит?! -Да... езжайте, только машину там на стоянке парконите.
В общем, пропустили нас под кирпич. Хотя, надо сказать, что местные по Элисте скорость не привышают: сказано 40км/ч - все едут 40км/ч, сказано 20 - все едут 20, хотя за пределами Элисты калмыки тапку в пол любят притопить. Так что, как мне кажется, легенды о строгости местных гайцов не безосновательны.
На территории монастыря есть три ступы, в одной из них, говорят, покоится прах предыдущего Санджи(или Шанджи?) ламы - главного ламы Калмыкии.
А это хурул Сякюсн-Сюме.
Бывший главный хурул Калмыкии, построенный в 1996 году. Говорят, его закладку освящал Далай-лама 14-й. Калмыки буддизм исповедуют, тибетскую его версию.
Мимо проходили два мужика, спросили буддисты ли мы, а то сегодня в 11 будет ритуал проводиться - сие редкость, приглашали придти посмотреть. Пришлось отказаться, ибо если до 11 ждать, то в Волгоград вернёмся завтра. Сейчас хурул оказался закрыт, сказал дядьке, что читал, что хурул почти всегда закрыт. Дядька чуть не обиделся. Сказал, что хурул почти всегда открыт, просто открывается он в 9, а вот ритуалы проводятся сейчас здесь редко.