Мы высадились на площадке 250, и перед нашими очами развернулся… универсальный комплекс стенд-старт «Энергия-Буран» (УКСС). Он был построен посреди пустыни специально для реализации самой масштабной и дорогой за всю нашу историю программы «Энергия-Буран», начатой в пику практически аналогичной американской программе «Спейс-шаттл». На этом стенде устанавливалась и испытывалась ракета-носитель «Энергия», призванная поднимать на орбиту Земли наш космический самолёт «Буран». УКСС предназначался также для её самостоятельных пусков с другой полезной нагрузкой. Первый пуск «Энергии» был произведён с УКСС 15 мая 1987 года. Какая это была красота! И радость! Среди ночных степных просторов в кромешной темноте стояла, ожидая старта, огромная и белая ракета… пока без имени (ведь имя ещё нужно было заслужить). Свет падал на неё бесчисленными яркими огнями с прожекторных высоких мачт. И было ясно так на стартовой площадке, что хоть читай газету. Только некому читать: УКСС был пуст, в округе - ни души, как подобает перед стартом. Лоток внизу наполнился огнём, горячим, жёлтым, и клубами пара. Ракета дрогнула. С неё стал осыпаться лёд и иней большими хлопьями, поблёскивая и танцуя посреди огня. Земля гудела и дрожала. Клубы пара становились всё объёмней и выпирали из глубокого лотка, окутывая низ ракеты. Огонь подсвечивал их рыжим золотистым светом, а искры льда всё больше осыпали старт, теряясь в тех горячих «облаках». Ракета, наконец, оторвалась и стала медленно свободно подниматься на пышном белом и светящемся хвосте, покуда не исчезла яркой точкой в чёрном небе… Полёт удался, и ракета получила имя - «Энергия»! И с этим именем она готовилась к очередным победам. Второй успех не заставил себя ждать. 15 ноября 1988 года «Энергия» отправилась в космос с уникальным грузом - орбитальным самолётом «Буран». Этот полёт был поистине триумфальным. Впервые в мировой практике посадка космического самолёта была произведена полностью автоматически – такого больше никогда не повторилось. Американский шаттл был прообразом «Бурана», но он садился лишь под управлением пилота. «Буран» был беспилотным, вот в чём чудо! Жаль, что не сохранился наш «Буран», и жаль, что шаттла век почти закончен тоже – в этом году стартует в космос уже не крайний, а последний орбитальный самолёт. Шаттл тоже оказался чересчур накладным для своей страны… Так мы стояли на УКСС, обдуваемые неистовыми ветрами, плутающими среди башен и эстакад, и погружённые в грёзы и воспоминания о былых успехах. Вдали виднелся тот самый стартовый комплекс, с которого «Энергия» унесла в космические дали «Буран». Когда-то комплекс был создан для царь-ракеты Н-1, а после переделан под многоразовую космическую систему «Энергия-Буран». Площадка 110 – так называется это место с двумя осиротевшими и пустующими, как и УКСС, после закрытия космической программы стартовыми позициями. Над нашими головами словно нависали и давили своими гигантскими размерами прожекторные мачты, башни-диверторы, предназначенные для защиты от ударов молний, и прочие сооружения стенд-старта. Это по-настоящему величественное и грандиозное место. В его атмосфере до сих пор витает мощь и сумасшедшая энергетика невероятного духовного подъема, целеустремленности, уверенности в успехе и жажды новых свершений и пробирает до мурашек, заставляя сердце биться сильнее. Быть может, здесь за эти годы собрался огромный наэлектризованный ком энергии огромных нереализованных планов и, как нарыв, готов уже прорвать препоны. Как же больно это видеть в так называемом «режиме хранения»! Покинутые и оставленные без работы «великаны» надрывно стонали и скрежетали застоявшимися без дела и неумолимо стареющими конструкциями и с досадой гремели расшатавшимися деталями по закалённому огнём металлу. В сторонке тихо и молчаливо стояла мобильная башня обслуживания, которая обыкновенно подъезжала к пусковому устройству и облекала в объятия своих площадок готовящуюся к старту ракету. Этот уникальный и очень сложный комплекс напоминал спешно покинутый старинный замок, знающий немало тайн и ожидающий своего часа. Его металл не спал, и старт не думал умирать. Он жил, был полон сил, как мог, сопротивлялся натиску коррозии, он жаждал свежего ракетного огня, энергии движения и новых грандиозных пусков. Он просто должен их дождаться! «Энергия» - что это за ракета? Надёжная, безвредная, готовая доставить в космос… Что? Да что угодно массой до ста тонн - и это только на околоземную орбиту! Но ведь «Энергия» способна доводить до Марса космические аппараты грузом двадцать восемь тонн! И сколько мы ещё о ней не знаем… Нехорошо она возникла, это верно, как будто на костях «убитой» «царь-ракеты» Н-1, но получилась ведь хорошая, хотя и слишком дорогая… И бесполезная, как любят говорить? Вот здесь я не согласна в корне! Всего-то нужен творческий подход, чтобы придумать, как употребить на пользу или, минимум, сберечь до лучших дней те достижения, что были созданы большим талантливым трудом огромного количества людей, опережая своё время. Ракета оказалась слишком хороша, поэтому и нечего на ней возить? Так не бывает! Фантазия бывает скудной, это точно. Отсутствие желания и лень, нехватка денег на программу… Разве только денег. Но ведь могли бы просто сохранить в рабочем состоянии, что есть. Хотели выкинуть ненужную ракету? Пожалуйста – заслали лучше бы её на Марс, наверняка бы штатно долетела (ведь для того была и создана), зачем же было заживо-то хоронить, оставив гибнуть на родной планете? Похоронили, не отправив в космос, Н-1, а вслед за ней – «Энергию» с «Бураном»… Не нужно было нам самим с собой соревноваться и выдвигать амбиции ракетных гениев и бесхозяйственность руководителей страны на первый план. А если честно, не хватает нам Сергея Королёва, это правда. Он слишком молод был, чтобы так рано умереть… Но дух его витает здесь, на этом космодроме - этого не изменить!
|