Сегодня цель нашего путешествия – Таш-Рабат.
Если свернуть в сторону на грунтовку и проехать по ней километров 80, то мы должны туда добраться. Вроде недолго. Но 80 километров по суровому грейдеру показались нам очень длинными. Хотя дорога живописная. Скальные обнажения красиво выступают из зеленых холмов как грозное напоминание о своей первозданной мощи.
Наше внимание привлекли птицы, кружащие в небе.
Что они там видят? Кого выслеживают?
Оказалось, стервятники. Да какие огромные! Кого-то доедали в овраге.
А рядом разгуливают лохматые коровы – яки. Первый раз живых яков увидели.
Самое большое впечатление произвели их пушистые хвосты.
И бегают они проворно, не в пример коровам.
Ну и конечно бесконечные отары овец
.
Ну вот мы, наконец, у цели.
Извилистая речка Таш Рабат.
Длинный 3-километровый Таш-Рабатский перевал Высота – 3500.
Перед нами Таш Рабат. Мы добрались до важнейшего перевалочного пункта Великого Шелкового Пути по дороге в благодатную Ферганскую Долину.
Таш-Рабат в переводе Каменный Двор. Считается первой каменная постройкой в Средней Азии. Она представляла собой смесь караван-сарая, гостиницы и крепости, где купцы,преодолевшие перевал Таш-Рабат, могли отдохнуть, укрыться от непогоды вместе со своими животными или обезопасить себя и свой груз от разного рода лихих людей.
Отсюда караванные тропы вели в Маргилан, Коканд, Бухару, Самарканд и дальше на Термез и Хиву.
.
С высоты древний караван-сарай как на ладони – открыт всем ветрам и любому страннику.
Подойдем поближе.
Признаться, впечатляет. В Киргизии вообще строений такой высоты и мощи я не видела. Если учесть, что построен Таш-Рабат в XV- по некоторым данным в XVI в., то встает вопрос – чьими руками? Потому что киргизы ничего сложнее юрты не строили.
Впрочем, здесь, по сути, Кашгария. Так что может это осколок ее строительной культуры.
Двери древнего караван-сарая распахнуты - идем внутрь.
Холодно, неуютно – и ... надежно
Насмотревшись на хлипкие глинобитные азиатские постройки – вроде домика Ниф-Нифа, под этими суровыми каменными сводами чувствуешь себя защищенной и от непогоды и от недоброго взгляда.
Сверху проделаны отверстия для вентиляции и освещения.
Промозгло, гуляют сквозняки.
Впрочем, если вспомнить, что за стеной холодный, неприветливый, продуваемый со всех сторон перевал, и ты устал до дрожи в коленях, горит исхлестанное горным ветром лицо, слезятся глаза…
А здесь можно развести огонь, сесть на припасенную кошму, вытянуть натруженные ноги, погреть руки над очагом и, дожидаясь горячего варева в котелке, неспешно обсудить день минувший и подумать о предстоящем переходе.
И тогда темные закоулки обретают совсем иные краски. Пламя очага прогонит тени, окрасит камни в теплые красноватые тона, звуки человеческой речи оживят здешнюю тишину, и каменный закуток вдруг преобразится в надежное пристанище.
Что интересно, Таш-Рабат охотно посещают киргизские туристы. Причем, в основном люди почтенного возраста. Многие в национальной одежде. Интерес к собственной истории и своей стране не могут отменить никакие политические передряги.
Нас они почему-то приняли за американцев. Но выяснив, что мы русские из России, очень обрадовались, перешли на русский язык (говорят хоть и с акцентом, но бегло). Повыспросили, куда собираемся дальше. Узнав, что завтра поедем на Казарман, посерьезнели. На завтра прогноз погоды неблагоприятный: в горах будет дождь со снегом. Казарманский перевал закроют.
Ну как это «закроют»? Нам ехать надо. Чай, не первый раз переваливаем через Тянь-Шань.
Но старик посмотрел на нас, покачал головой и предупредил: «С перевалами не шутят».
Мы поблагодарили за совет. Но ему, конечно, не последовали – надо ехать, время не ждет. У нас на все про все только 12 дней.
А пока возвращаемся в Нарын
к отворотке на Казарман-Джелалабад.
Еще 80 км. по уже знакомой грунтовке. А потом долгожданный асфальт.
Кстати, за этим поворотом коварно притаились местные ГАЙцы. Мы мимо них поднимались в гору, когда направлялись в Таш Рабат. Но там подъем такой, что лишь бы одолеть, а не то, чтобы лихачить. Проехади мы посто без приключений, спустились в город, отобедали в какой-то кафешке, запаслись свежими лепешками, фруктами и отправились дальше на Казарман. Сколько успеем проехать до темноты.
До темноты успели проехать почти всю шоссейную часть пути. Заночевали в каких-то посадках за селом. Вечер получился чудесный: тепло, спокойно, можно было спокойно выпить чаю посмаковать впечатления длинного и насыщенного дня.
Правда, тревожная нотка все же звучала: предупреждение метеослужбы о непогоде в горах. Но, может, успеем проскочить. В конце концов, там не более 350 км.
С такой светлой надеждой и отправились спать.