Пейзажи тут весьма умиротворённые, людей почти нет, на побережье усыпано какими-то жёлтыми цветуёчками
На цветуёчках пасутся лошади.
Стоит жара, какой-то местный мужик ремонтирует свой забор, кругом разбросаны гидрокостюмы и акваланги - лето, а лошади местами в попонах.
Идилическая картинка, но зачем мы сюда припёрлись, спрашивается?
А всё дело в том, что с 14 октября 1944 года по 12 ноября того же года у этого острова парковался немецкий линкор Тирпиц, брат Бисмарка.
Бисмарк был потоплен во время своего первого боевого похода в 1941 году, лежит сейчас глубоко, к нему только Джеймс Кэмиронов занырнуть смог.
Видя такое дело, фрицы проапгрейдили свой оставшийся самый большой артиллерийский корабль системами ПВО, но в море выходить опасались, ибо в море оном случиться может всякое и разное, не всегда приятное. По сему прятался Тирпиц по фьордам норвежским, дабы их дюже много, периодически совершая разные вылазки, то конвой какой напугает, то Шпицберген расстреляет. Злые языки говорят, что Тирпиц ни разу не открывал огонь по кораблям противника, только по берегу и самолётам, но помня о заварушке с его старшим братом, которого артиллерией не смогла потопить вся английская рать, его тоже откровенно побаивались. Так, только подумав, что Тирпиц выйдет на охоту, были отозваны корабли охранения конвоя PQ-17, немцы действительно хотели использовать линкор, но откровенно пролюбили его проход, в результате чего тяжёлые корабли не использовали в этой операции, а большую часть оставшихся без защиты кораблей конвоя потопили подводные лодки и авиация. В общем, и союзники боялись линкор, и фрицы боялись его использовать, ибо он такой остался один и в случае чего тоже мог закончиться, и опасения фрицев были не безосновательны - за Тирпицем велась настоящая охота. Периодически его обнаруживали и отправляли на ремонт, но потопить не удавалось, а половина налётов и вовсе прошла безрезультатно, ибо погода норвежская не отличается ясностью. Но, 15 сентября 1944 года, в ходе операции Параван, английские бомбардировщики с 5,4 тонными бомбами Толбой(Tallboy) взлетели с аэродрома под Архангельском и таки попали, чем фактически приговорили линкор, ибо океаны бороздить он уже не мог, а отремонтировать его было негде. В результате корабль перевели южнее, как раз в этот фьорд, в качестве плавучей батареи, а островок, который мог бы стать курортом, чуть позже объектом станет дьявольских страстей.
Сюда уже англичане могли дотянуться и со своей территории. В следующий налёт Тирпиц скрыли облака и 32 бомбардировщика промахнулись практически, случайно рядом попал лишь один Толлбой, погнув вал гребного винта.
12 ноября англичане совершили третий налёт, тоже тридцати двумя тяжёлыми бомбардировщиками ланкастер. Погода была хорошая, дымовой завесы не было, люфтваффе бомберов гонять отказалось (за что офицера люфтваффе, ответственного за оборону района, приговорили к расстрелу, но позже помиловали) - сбросили они 29 бомб, добившись трёх прямых попаданий, и ещё несколько близких. Одна из бомб продела здоровенную дыру в боту корабля, он набрал воды, перевернулся и затонул примерно в течении 10 минут. Потери экипажа составили по разным источникам от 950 до 1208 человек, из 1700 находившихся на борту, вот и памятник экипажу.
Всё это происходило вот здесь, буквально в 80 метрах от берега.
Если приглядеться, то средь травы и кустов можно узреть прудку, в водах которой эта трав отражается. Это не просто прудка, это заполненная водой воронка, выбитая в скальных породах авиабомбой Толлбой одного из авианалётов, на острове и отмелях вокруг него такие воронки встречаются.
Tallboy - это прородитель так называемых сейсмобомб, или противобункерных бомб. Суть в том, что у них толстый и прочный корпус, такую бомбу сильно разгоняют, или сбрасывают с большой высоты, чтобы она набрала большую скорость и, при наличии большой массы, поглубже вгрызлась в грунт и взрыв происходил под землёй, а не на её поверхности, дабы произвести эффект маленького землетрясения и разрушить всякое заглубленное и забетонированное. Веса у этой бомбы было 5443 кг, включая 2358 кг торпекса (смесь тротила, гексогена и аллюминиевой пудры, что взрывается сильнее просто тротила). Вот такие вот воронки делало сие чудо. И использовали такие бомбы не просто так, бронирование Тирпица тоже было под стать, говорят, одна из таких бомб просто отрикошетила от орудийной башни, не пробив её.
Через пролив виден остров с исторической частью Трумсо