Культ мертвых. Santa Maria delle Anime del Purgatorio ad ArcoДействительно, страшное место, с тяжелой энергетикой.
Церковь представляет собой комплекс: Верхняя церковь, Нижняя церковь (она же Гипогей), небольшой музей.
В Верхнюю церковь вход свободный, правда, фотографировать можно лишь украдкой.
Церковь – пример неаполитанского барокко, светлая, красивая. На первый взгляд, ничто не намекает о присутствии «культа мертвых», разве что висящая над алтарем картина Massimo Stazione «Madonna of the souls of purgatory», т.е. «Богоматерь, покровительница душ в чистилище».
Осмотреть Гипогей (Нижнюю церковь) можно только в сопровождении гида. Нас было четверо, двум итальянцам гид рассказывала на их родном языке, для нас она дублировала экскурсию по-английски.
По узкой лестнице через люк в полу спускаемся вниз. Явно ощутим тяжелый запах, чуждый живому. Нижняя церковь, от одного вида которой у впечатлительных людей могут поползти мурашки по коже – серый, мрачный интерьер, строгий, ни единого украшения, в противовес Верхней церкви. По замыслу, Нижняя церковь это олицетворение самого чистилища. Несколько алтарей с черепами, над главным алтарем на стене – полустертый черный громадный крест, в полу по центру помещения – огороженная плита со светильниками, горящими по углам, несколько светильников вдоль стен. Свет тусклый, неживой.
Немного истории. В 1605 году несколько влиятельных людей объединились в благотворительную светскую организацию (конгрегацию) «Opera Pia». Одной из целей конгрегации была забота о «душах в чистилище», члены организации занимались погребением и отпеванием бедняков. Под огороженной плитой в Нижней церкви – костница. В начале 19 века был введен запрет на захоронения в городской черте, поэтому практика таких захоронений завершилась.
Вместе с тем присутствие в крипте безымянных захоронений породило странный культ, культ поклонения душам умерших, который был особенно распространен среди женщин. Этот культ проявлялся в том, что человек выбирал себе безымянный череп, о котором «заботился», молился за его душу, сокращая время ее пребывания в чистилище. В ответ душа, попавшая на Небеса благодаря молитвам, «заступалась» и помогала человеку, который за нее молился.
Из Нижней церкви ведет узкий коридор с нишами, в которых размещены черепа. Здесь же покоится Giulio Mastrillo – один из главных меценатов конгрегации. Коридор приводит в небольшое помещение с земляным полом, где находятся захоронения членов и благотворителей конгрегации, внизу сквозь решетку в полу видна крипта-костница, вокруг, в нишах, черепа, которым приносят цветы, игрушки, деньги, рядом с которыми фотографии простых людей и изображения святых. Культ существует и в наши дни, несмотря на его запрет в 1969 году. На какое-то время церковь даже закрывали, но приверженцы культа приходили к окну с металлическими решетками, расположенному на уровне улицы, и оставляли там цветы.
В углу этого мрачного помещения в нише на подушке расположен череп, украшенный диадемой, это Лючия (Lucia), почитается неаполитанцами как покровительница невест. Возле черепа – ворох фаты, цветы и игрушки – подарок от девушек, которые мечтают о малышах.
На обратном пути через Нижнюю церковь гид остановилась у стола, за стеклом которого – лепестки роз и записки с обращением к Лючии. Некоторые записки на ровно отрезанных листах бумаги, некоторые – на рваных клочках, некоторые – на билетах Unicocampania. «Есть даже записка из России», - внезапно услышала я. Каюсь, любопытство взяло вверх, хотя это и не возбраняется – обращения к Лючии находятся в открытом доступе.
Кстати, происхождение черепа Лючии тоже тайна. Существует несколько версий, самая известная из которых – череп принадлежал дочери знатного неаполитанца Domenico d Amore, которая скончалась вскоре после свадьбы. Отец ее был членом Opera Pia, поэтому организовал похороны в Гипогее. Однако в записях Opera Pia такой информации не содержится. Есть и другие версии, не менее трагические.