Утром нас ждал очень недурной завтрак: омлет, салаты, каша, творог, нарезка, сухофрукты, куча всякой всячины, короче. Плотно заправившись, уезжаем на экскурсию в Городец. Хорошенький старинный городок 12 века, весь в украшенных резьбой домиках, с кучей аутентичных музеев, Городец очень понравился. Думаю, с ним бы легко смог бы посоперничать Арзамас, но мы его практически не увидели, поэтому именно от Городца осталось впечатление, что в городе мы были. Единственное, нам почему-то не показали Феодоровский монастырь, где окончил свои дни Александр Невский, ну да не объять необъятного. Зато по местным музейчикам прошлись: и в музее пряника были, и в музее самоваров, и так называемом «Городе мастеров». Это стилизованный под старину деревянный терем, даже не терем – целый комплекс деревянных строений, а внутри мастерские всего, чего только можно. И городецкая роспись, и городецкая глиняная игрушка, и вышивка, и резьба по дереву, и плетение из лозы, и еще чего-то, даже уже и не вспомню. В каждой мастерской сидят мастера, что-то лепят, плетут, рисуют. Можно взять мастер-класс или просто купить понравившееся изделие (ну кроме выставочных образцов, конечно). Купить там хочется многое, бьешь себя по рукам, понимая, что в реальной жизни вряд ли будешь пользоваться. В результате я только маленькую глиняную свистульку приобрела, да и то в другом магазине. А в Городе мастеров купила только местные пряники. Все дорого (но это оправданно, ручной труд).
Пройдемся
Вот это старинный и сложный вариант городецкой резьбы. Доски пропиливались не насквозь.
Помимо деревянной, в Городце еще встречается резьба по жести: навершия труб, флюгеры.
Но главная фишка Городца – резные наличники и другие украшения из дерева.
Позабавили вот эти ворота. Гид рассказала, что дом принадлежал какому-то знатному и богатому человеку, и дал он через своего управляющего поручение местным плотникам изобразить над воротами… дельфинов. Да, да, это они
. Плотники никогда их не видели, так что хорошо еще, хоть вообще морских гадов изобразили. На их счастье, хозяин свой дом никогда не посетил.
Город мастеров стоит на берегу реки. Вдалеке справа виден шлюз.
Зайдем внутрь. Снимала мало, ибо не платила, думала, нечего будет фотографировать, фотосъемка стоит 100 рублей, никто не проверял, но наглеть особо не стала. Всего несколько кадров.
Городецкая глиняная игрушка
Городецкая роспись
Самовар на настоящих куриных ножках
В музее пряников, помимо постоянной экспозиции, проходила выставка мастерицы из Москвы, специализирующейся по так называемому айсингу (от слова «айс»). От ее пряников, покрытых специальной белой глазурью, оторвать глаз вообще невозможно, настолько они красивы. Кстати, покровские пряники, про которые я упоминала, раскрашены по тому же принципу, просто не так изысканно и тонко (зато съесть можно
).
Из музея пряников логично переместились в музей самоваров. Но почти все фотки оттуда я удалила – неинтересно смотреть на фотографиях.
А потом нас повели на фольклорную паузу.
Девочки задорно пели, плясали, втянули всех в игрища. В принципе, было весело, несмотря на самодеятельность. Девочки казались искренними. В завершение всех угостили городецкими пряниками. Мы, конечно, купили их в подарок родным, но честно говоря, никакого впечатления они на меня не произвели. Они разной формы и размера, но на вкус все одинаковые, с вареньем внутри. Покровские со сгущенкой намного вкуснее.
После обеда вернулись в Нижний. Проехали быстро (а в ту сторону стояли в пробке на мосту, кстати, наблюдая, как нас обгоняют автомобилисты, переправлявшиеся на пароме), поэтому успели еще зайти в два храма по дороге и проехать мимо комплекса Нижегородской ярмарки.
На территории ярмарки функционирует Спасский (Староярморочный) кафедральный собор. Зашли.
Потом поехали к собору Александра Невского (Новоярморочному), стоящему на самой стрелке – слиянии Волги и Оки.
Это самый высокий в Поволжье и третий по высоте собор в России. Построен он в 1858 году, но на меня произвел впечатление новодела. И даже не потому, что интерьер был полностью уничтожен пожаром, а во время Второй мировой войны на барабане собора стояла зенитная пушка, многие церкви в советское время использовались не по назначению. Просто есть в нем что-то… от какого-то учреждения. Мне всегда казалось, что если храм не заперт, в него можно войти. А в этот собор нас не пустили, потому что там… шла служба. Типа люди работают, а мы им мешаем. Мы потоптались под закрытыми дверями, обошли храм вокруг, подождали еще и уже двинулись к выходу, но тут кто-то сказал, что служба закончилась, и мы все-таки зашли на несколько минут. Храм уникален тем, что в нем огромное количество икон с изображением Богородицы, но постоять там не захотелось, столь недружелюбным он нам представился с самого начала. За пару минут прошлись и поехали к причалу, нас ждала теплоходная прогулка.
На причале пофоткали Чкаловскую лестницу,
символ города – оленя (олени спасли Нижний по тому же принципу, как гуси Рим: подняли шухер, выдав подкрадывающегося врага),
съели местного любопытного мороженого (с сыром, например) и загрузились на теплоход. Я, к сожалению, не помню имени экскурсовода, которая сопровождала нас на этой прогулке. Очень понравилась. Она рассказывала историю города так, как будто говорила о своих близких, очень интересно, живо и доходчиво. Знала при этом очень много, легко ориентируясь в любом вопросе по теме. Конечно, рассказывала обо всем, что мы проплывали.
Благовещенский мужской монастырь
Новгородский Кремль
Чкаловская лестница
Мне почему-то врезался в память ее рассказ о Мартыновской больнице, корпуса которой видны на высоком берегу Волги. Построил больницу на свои средства отец того самого Мартынова, который убил Лермонтова. Отец хотел искупить грех сына, в больнице были спасены тысячи пациентов. Вот такая загогулина судьбы.
Плавали час или полтора, не помню, начало садиться солнце.
Искренне поблагодарив экскурсовода, покидаем теплоход и идем к автобусу. В Нижнем у нас последний вечер, поэтому мы с Ларисой решаем остаться в центре. Кроме нас, из автобуса не вышел никто. Не знаю, может, все остальные брали ужин в отеле. Мы очень порадовались в тот вечер, что не связали себе руки, оплатив эту услугу. Над городом уже опускались сумерки, поэтому мы резвой рысью понеслись в сторону фуникулера, самой протяженной и самой высокой канатной дороге в Европе, если верить путеводителю. Фуникулер соединяет Нижний и город Бор на противоположном берегу Волги. Станция со стороны Нижнего находится рядом с Соборной мечетью и Сенной площадью. Нам пришлось сесть на автобус, потому что поняли, что не успеем до закрытия дороги вернуться из Бора (а альтернатива там очень туманна, какая-то окружная электричка, до которой еще непонятно как добираться). За билетами на фуникулер стояла очередь, люди активно пользуются этим транспортом, мы спросили – многие вынуждены ездить на нем на работу каждый день, а цена 90 рублей в один конец (и никаких проездных нет). Когда смотришь со стороны, кажется, что кабинки двигаются быстро, но изнутри такого впечатления нет. Стекла грязные, да и стемнело, так что фотографий нет. Переправились и тут же встали в очередь назад. Успели. Не сказать, что прям вот что-то особенное, но галочка поставлена.
Обратно до центра тоже доехали на автобусе и уже никуда не спеша, спокойно пошли по пешеходной Большой Покровской улице, тормозя перед многочисленными городскими скульптурами.
Евгений Евстигнеев сидит перед зданием театра
Как вам такой вариант кофемашины?
Но не скульптуры мне понравились там больше всего, а сказочно красивое здание Государственного банка. Просто игрушечный замок. Жаль, при дневном свете мы его не увидели. А в темноте фотографировать было бесполезно.
Вот, только кусочек ажурных ворот сняла.
Прошли всю Покровскую, уже из последних сил почти наугад добрели до остановки троллейбуса и доехали до гостиницы. Была уже глубокая ночь. Поужинали тем, что накануне напихали в холодильник (молодцы мы), и спать.