..........
Внутри храма, в самом центре, находится каменный постамент (считают, что он древнее самой церкви), на котором стоит современный крест, символизирующий тот, первый, что был установлен здесь святой Ниной, следы которого оказались утерянными. Последнее упоминание о нём сохранилось в летописи: "
...вторглись сарацины, коих именовали Саджами. Полонили Кахети, спалили Джвари во Мцхете и удалились; ушли и захватили с собой крест пречистый и разрушили его. Но обуял их недуг живота и порешили они, что пострадали от (того) креста. Собрали его части и вернули в Джвари, водрузили на место прежнее, уложив его в собственное же гнездо" (речь идёт о событиях, произошедших в 960 году).
..........
Выйдя из церкви, ещё раз посмотрим на красивейший вид внизу. Само место слияния рек я повторять уже не буду, хотя снял его, наверное, раз 10, а покажу то, что осталось "за кадром". Вот последняя пара сотен метров долины Арагви до того, как она растворится в своей "старшей сестре":
А здесь, вдали, Кура (Мтквари) перед тем, как примет в свои "объятия" "сестру младшую":
Вообще Джвари - очень туристическое место. Людей сюда не просто свозят автобусами - вы сейчас ужаснётесь, увидев масштаб этого явления:
Но всё же - оно того стоит!
Как попасть к храму на горе тем, кто приехал сюда, как и мы, своим ходом и без машины? А очень просто - на такси. Поймать его в Мцхете не проблема, более того: оно само вас поймает, как только вы выйдете из маршрутки: "дневной дозор" тут работает чётко. Тариф практически фиксированный: 20 лари (то есть меньше 500 рублей - даже смешно!) в оба конца с ожиданием на месте около получаса (конечно время по часам никто не засекает, но больше вы и сами там не пробудете). Мы же, кроме Джвари, хотели побывать в Шио-Мгвимском монастыре, расположенном примерно на таком же расстоянии от центра Мцхеты ровно в противоположном направлении. Поэтому цена за поездку туда точно такая же, но за "опт" нам сделали скидку, и за всё про всё вышло 30 - реальные копейки по московским меркам. В конце мы уже сами в благодарность водителю добавили пятёрку - нам эта сотня (рублей) погоды бы не сделала, а ему лишними точно не будут, всё-таки доходы в Грузии сильно уступают нашим.
* * * * * * * * * *
Монастырь с немного буддийским именем
Шиомгвиме (или
Шио-Мгвимский) расположен не на горе, как Джвари, а у подножия горного склона, а потому издали выглядит не столь эффектно. Но внутри он не только живописный, но и очень уютный и обаятельный ("истинно верующие", возможно, скажут, что это слово неприменимо в вопросах религии, но, во-первых, я пишу этот рассказ не для них, а для себя, а во-вторых, мне кажется, бог - настоящий Бог - не может не быть обаятельным:)).
Столь необычное для "православного уха" название обители объясняется тем, что его основателем был сирийский
монах Шио ("по-нашему" - Симеон), пришедший в Иберию в 6 веке для укрепления христианской веры среди народов Картли. Он поселился в ущелье в 10 километрах к западу от Мцхеты, вскоре к нему стали приходить люди, некоторые из них оставались жить рядом с чудотворцем, коим прослыл Шио. Так образовалась будущая монашеская община, а когда царь Парсман VI подарил ей землю и выделил средства для строительства, был основан монастырь, число братьев которого впоследствии достигало 2000 (!) человек.
Уже на исходе жизни Шио спустился в глубокий колодец, который сам же и вырыл (по другим источникам, это была уходящая вертикально вглубь пещера), и прожил там, в темноте, питаясь лишь водой и просфорами, 15 лет. После смерти его тело, согласно завещания самого Святого, оставили в колодце, впоследствии названном
Шиомгвиме, что означает "Пещера Шио".
Первая монастырская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю, была построена ещё при жизни Шио - именно её сначала видят посетители монастыря. Мы же оставим её "на десерт" и поднимемся на холм, где находится вторая, Верхняя
церковь (Земо Эклесия) в честь
Божией Матери Её возвели около 1100 года по велению знаменитого грузинского царя Давида IV, прозванного Строителем (хотя в более точном переводе это звучало бы как "Воссоздатель"). Церковь несколько раз разрушали персы, и сегодня мы видим её такой, какой она была восстановлена в 1678 году.
Внутри фотографировать запрещено, но с помощью доброго интернета я могу показать, как в общем и целом выглядят церковные интерьеры:
Кстати, тот же Давид Строитель возвёл монастырь в ранг царского, а его правнучка - легендарная царица Тамара - распорядилась провести в него сохранившийся до наших дней водопровод из расположенной в двух километрах деревни Схалтба.