< --------------- Ай-Петри --------------- > Гора Ай-Петри, название которой имеет ещё греческое происхождение и переводится как "Святой Пётр" - моя самая большая боль и единственный крупный облом в этом путешествии... Очень забавно и умилительно смотреть на мультяшного ёжика, заблудившегося в тумане, и совсем другое - когда этим "ёжиком" становишься ты сам, особенно если при этом находишься в месте, которое давно мечтал увидеть (а в другие не стоит и ездить, жизнь слишком коротка для "экспериментов"!).
В своих путешествиях я дважды оказывался "ёжиком в тумане" (небольшие утренние дымки, не слишком на что-то влияющие, я не беру в расчёт. Правда, был ещё случай, когда в институтские годы мы оказались в сильнейший туман в знаменитом ресторане "Седьмое небо" на Останкинской телебашне и не увидели ничего, кроме уходящих вниз и растворяющихся в пелене уже через пару десятков метров канатов, но это совсем другая история, имеющая к путешествиям очень опосредованное отношение). Впервые это произошло в крепости Лоарре на севере испанского Арагона: тогда туман был настолько густым, что, выйдя из машины на парковке близ замка, я даже не мог понять, в какой стороне он находится. Не передать, как я был расстроен, поскольку Лоарре - одна из самых интересных, монументальных и фотогеничных крепостей, что я видел; я бы даже поставил её на 2 место после неподражаемого сирийского Крака-де-Шевалье. Второй раз - совсем недавно и тоже в Испании, в районе ущелья Congost de Mont-rebei, правда, в самом ущелье туман уже немного рассосался. И вот теперь, в Крыму, случился новый прецедент, который уверенно занял "призовое" место в моём печальном "туманном антирейтинге"...
Самое обидное то, что именно поездке на Ай-Петри был отдан абсолютный приоритет в погодном смысле: поскольку в Ялте мы жили несколько дней, то имели возможность манёвра для выбора очередного дневного маршрута. Но поскольку прогноз на весь период был одинаково благоприятный (причём на всех специализированных сайтах) и сулил неизменно ясную погоду, мы решили не откладывать и поехали туда сразу, уже на следующий день после прибытия на полуостров. То есть, вроде, всё сделали правильно, но не учли один интересный момент (хотя учесть его было трудно, это сейчас, задним числом, легко так говорить...): дело в том, что на Южном берегу Крыма долгое время стояла сильная жара (за +30), но именно в день нашего приезда пришло "похолодание" (точнее, попрохладновение) до очень комфортных для прогулок 22-24 градусов, причём, как часто бывает в таких случаях, эта смена сопровождалась столь сильным ветром, что вечером гулять по открытой набережной было откровенно некомфортно. А дальше всё случилось в полном соответствии с законами природы: утром тёплый воздух от нагретых за долгое время земли и скал смешался с холодными (и ещё более охлаждённым за ночь) верхними воздушными потоками, что и привело к образованию тумана (дачники в конце лета - начале осени встречаются с подобным явлением регулярно, видя утреннюю дымку над водоёмами и низинами).
Так что всё произошло совершенно логично, хотя кто скажет, что легко просчитал бы это, имея солнечный прогноз погоды, пусть первым бросит в меня камень... А я на всякий случай предупрежу: не ездите на Ай-Петри, если накануне погода резко сменилась в сторону понижения температуры (неважно, в каких пределах, имеет значение сам факт контраста)!
..........
Доехать из Ялты до Ай-Петри очень просто:
автобусами 102 и 132 до остановки "Канатная дорога". Особенно удобно то, что на их маршруте находится много других достопримечательностей Большой Ялты: Воронцовские дворец и парк (следующая за "канаткой" остановка), дворцы Дюльбер и Харакс, Ласточкино гнездо, Ливадия. Поэтому имеет смысл сразу запланировать на этом "плече" несколько мест и переезжать на автобусе от одного к другому. Минусом, правда, является заполненность этих автобусов, причём самая большая скученность начинается (в направлении от Ялты) уже после Ливадии, где расположено много санаториев, обитатели которых столь активно штурмуют бедный автобус (а он небольшой, что-то типа "ПАЗика"), что те порой даже не останавливаются, если никто не выходит. В общем, с утра пораньше вы доедете, куда надо, без особых проблем, а вот ближе к полудню уже начинается настоящий квест (с машиной, кстати, ещё хлеще, поскольку встать на узкой трассе возле туристических мест, даже если не обращать внимания на знаки "остановка запрещена" - квест в квадрате). Хотя если бы в тот день это стало нашей наибольшей проблемой, я был бы просто счастлив...
Впрочем, когда мы приехали к нижней станции канатной дороги, ведущей на Ай-Петри (
http://kanatka.com/ay-petri ), и встали в ещё относительно небольшую очередь, беды ещё ничто не предвещало:
Канатная дорога - это отдельная "песня". Её строительство началось в 1967 году и длилось целых 20 лет. Общая длина "канатки" - почти 3 километра (если точно - 2980 метров), а перепад высот между конечными станциями - более километра. Всего на ней имеется три станции: нижняя "Мисхор", промежуточная "Сосновый Бор" и верхняя "Ай-Петри", причём от "Бора" до "Ай-Петри" нет ни одной опорной вышки, а угол подъема составляет 46 градусов: при том, что расстояние между ними 1670 метров - это один из самых длинных безопорных пролётов в Европе, который уступает, по некоторым данным, только подъёмнику в немецком местечке Оберйеттенберг (чуть менее 2-х километров).
То есть сама дорога во многом уникальна, но у неё есть большой минус: её пропускная способность. На каждом из двух участков канатки для обеспечения равномерности нагрузки работают всего по две кабинки, которые вмещают около 40 пассажиров, и в этом и таится загвоздка. Во-первых, желающих подняться неизмеримо больше: даже в конце второй декады сентября очередь выглядела внушительно (особенно днём, когда мы сами уже спустились) - а можно представить, что здесь творится в самый сезон... Тем более что организованные группы, которые тоже не обходят канатку стороной, имеют право приоритетного прохода (перед нами, к счастью, никто не влез). Наверху, кстати, ситуация примерно такая же, так что несколько часов суммарного стояния в очередях - цифра вполне реальная...
На фоне такого расклада внизу активно предлагают комбинированные экскурсии: наверх на джипах с заездом куда-то ещё, а обратный спуск - уже на канатке на общих основаниях, якобы, "спуститься можно будет уже без очереди" (ага, щассс....). Стоит это "спецпредложение", кажется, около 800 рублей (то есть де-факто - подъём без очереди, но по двойной цене). Ну... если "на кону" 2-3 часа ожидания, то, возможно, это и неплохой выход...
Нам повезло: в очереди мы простояли минут 40 (всё же приехали утром и были одними из первых, сама канатка даже ещё не начала работать). Правда, за это время вершина как-то подозрительно начала покрываться серыми облаками...
Наконец подошла "наша" кабинка, и мы благополучно отправляемся в путь:
Приближается промежуточная станция "
Сосновый Бор", где все выходят и пересаживаются в новую кабинку - уже до вершины (в отличие от средней станции фуникулёра в итальянском городке Мальчезине на острове Гарда выход здесь запрещён).
Пока особых причин для волнений, вроде, и нет:
Беда пришла примерно посреди финишного отрезка: как самолёт при посадке в сильную облачность, кабинка "вдруг" окунулась в плотную чёрную дымку, которая вмиг разделила нашу поездку на "до" и "после". Побережье и весело играющее в солнечных лучах море моментально скрылись из виду, унося с собой последние надежды и иллюзии...