Через час трясучей дороги прибыли на край света к подножию этой горы.
Кызыл-Хая. Конец дороги. А дальше куда?
К счастью, попали на какой-то местный рыночек – торговали баранов.
- На Бугузун? Давайте покажу! Я знаю дорогу, - подошел к нам явно пропойного вида мужичок из местных.
Внешний вид проводника никакого доверия не внушал. Но дорогу-то вызнать надо!
И тут решительным шагом подошел молодой энергичный парень и на хорошем русском спросил, чего этому пьянчужке от нас надо.
Мы ответили, что спрашиваем дорогу на перевал Бугузун.
- Поезжайте за мной – я покажу дорогу.
Вид у него был на редкость симпатичный: румяный, энергичный здоровый, с блестящими ясными глазами, щеки от здоровья лопаются
Мы сели ему на хвост, он довез нас до окраины села и указал рукой:
- Ущелье видишь? Сейчас переедешь через мост – и вдоль ущелья езжай, никуда не сворачивая. Главное, не углубись в горы.
Ущелье пройдешь - там встретите пастухов. У них спросите, если что.
На сем поблагодарили и расстались.
Ну что? Едем. Пересекли мостик и углубились вдоль русла реки. Дороги нет и в помине.
Зато есть усеянное булыжниками разной величины ложе горной реки. Вот по этим камням нам предстояло ехать Бог весть сколько километров?!
Не пройдем же! У меня даже стало закрадываться малодушное желание повернуть обратно – все проще, чем преодолевать 70 км. со скоростью 1,5 км/час.
А потом и вовсе выплутали из приречных кустов на какую-то поляну – а она заставлена МЧСовской техникой. Да какой!
Явно для тяжелых строительных работ. Собираются строить трассу Алтай-Тува - с легкой руки кужугетовича.
Ну а пока КамАзы вздыбили весь галечный грунт и ехать стало совершенно невозможно.
Сидим в растерянности. Потом идем искать обходные пути. Дело потихоньку к вечеру. А мы еще окраину села так и не миновали.
И только я собрались совсем уж пригорюниться, как вдруг треск шум – и из-за кустов вылетает старенькая «буханка».
Вот уж кому нипочем дорожные заморочки!
Видела ветхие подвязанные веревочкой экземпляры, которые бестрепетно штурмовали самые зловредные перевалы – и ведь успешно!
Современный навороченный автопром едва ползет, а ползут, а буханка летит наверх, как будто так и надо.
Машем рукой, просим остановиться. Останавливается компания из четырех тувинцев – собрались куда-то по делам.
Мы их про дорогу на Бугузун. Они посмотрели на нас, чего-то перемолвили по-своему, потом говорят:
-Мы сейчас перекусим. Если подождете, мы вас проводим – нам как раз в ту сторону. Не до перевала, но там покажем – не заблудитесь.
Только на отставайте. Мы тут каждый камень знаем. Поэтому ездим быстро, ждать не будем.
Ну так чего же лучше - Дорога проводника нам послала!
Мы собрались. Настроились. Ждем. Народ там явно подкрепляется чем-то горячительным. Ну да не наше дело – ГАИ тут днем с огнем не сыщешь.
Словом, минут через 5 завели они мотор и рванули вперед.
Действительно рванули. По камням. По ухабам, ныряя то вверх, то вниз…
Как муж держал руль, скорость и направление, умудряясь не отставать – не знаю.
Пару раз пересекли речку, а потом пошли так называемые «прижимы» - машина едва-едва втискивается между скалой и обрывом.
Движение, естественно, одноколейное. Встречка не подразумевается. Разминуться все равно невозможно.
Ну вот так ехали – какие уж тут фотографии! Судорожно вцепившись в подлокотники сидишь и молишься, чтобы пронесло.
Как бы то ни было, через какое-то время останавливаемся – водительский пилотаж нашего проводника старенькой буханке-таки вышел боком: закипело масло. Народ сел передохнуть, остыть и подкрепиться. В смысле, освежиться. Эта стоянка "выпить и закусить" у них называется «Место Силы». Может. и так...
Потом, правда, наш Вергилий поинтересовался у мужа, как это мы не отстали. Должны были. АКП такую дорогу не держат.
А как глянул в кабину - так у тебя механика! Тогда понятно.
После этого он нас не пытался удивить искусством езды по местным дорогам. И мы благополучно преодолели это кошмарное ущелье.
Очередная остановка – водителя нашего развезло, ему потребовался тайм-аут. Мы решили не ждать и не спеша поехать дальше.
Нам посоветовали держаться «старой колеи». Держимся. Где только она, эта колея, на ровном как тарелка плато.
Едем на глазок. Никакие навигаторы уже не в помощь.
Но у дороги, даже если она не проложена, есть своя логика. И если ее придерживаться, то можно и выбраться из лабиринта степных троп.
А потом и вовсе окажется, что едешь по одной-единственной и других просто нет.