В автобусы рассаживались по группам: челябинская группа - в первый автобус, все остальные - во второй.
Начало экскурсии проходило в худших традициях автобусного туризма. Первым делом, как отъехали, был задан вопрос: кто и сколько будет брать пива, чтобы предупредить магазин и там заранее разлили его по полуторалитровым бутылкам. (Так я узнала о существовании Сарапульского Дрожжепивзавода и о возможности попробовать живое пиво, но не попробовала, потому что 1,5 литра многовато для человека, который пиво не любит и не пьет.) Автобус на приличной скорости рванул по улицам, гид скороговоркой рассказывала о встречающихся достопримечательностях, а на вопрос, нельзя ли хотя бы притормаживать у самых интересных объектов, был получен ответ, что тогда нам не хватит времени на магазины.
К тому же нам не повезло с автобусом: кому-то показалось мало того, что стекла до середины тонированы, и сверху повесили еще фигурную занавеску с бахромой, в результате чего на узких улицах города разглядеть можно было лишь фундаменты и первые этажи зданий. Кроме того, сантиметров на пять ниже тонировочной пленки еще располагались металлические перекладины, из-за них щелкнуть что-то на ходу было еще труднее. Я сидела у окна, но все равно мало что успевала разглядеть, а увидеть что-то на противоположной стороне вообще вскоре оставила попытки. Очень жаль, что не было возможности пройтись пешком по исторической части, хотя бы несколько кварталов.
Сарапул - второй по величине город Удмуртии, в нем более 120 памятников архитектуры федерального и регионального значения, причем сохранились в историческом виде целые кварталы, а не только отдельные дома. И большая часть этих памятников медленно разрушается. Смотреть на это грустно, но все же есть надежда, что будут изменения к лучшему - в рамках развития внутреннего туризма принята программа по восстановлению исторических мест и превращения Сарапула в туристический город. Мы проезжали мимо красивейшего Дома Башенина, стоявшего буквально в руинах, - работы там идут полным ходом и реставрацию должны закончить к концу 2016 года. Осталось найти деньги на каких-то 100 с хвостиком зданий, и через 10 лет мы увидим совершенно другой город.
А сейчас несколько фотографий, которые мне удалось сделать на ходу, в основном, во время поворотов - тас скорость ниже и обзор шире.
Началась экскурсия со здания Администрации (его мне целиком увидеть не удалось, но по фотографиям из интернета могла хотя бы представить) и памятником Надежде Дуровой возле него. После этого мы повернули на улицу Раскольникова (не литературного героя, а местного уроженца), бывшую Вятскую. По этой улице мы проехали, кажется не меньше трех раз - так своеобразно был составлен маршрут.
Памятник Ленину.
Что это за здание, не знаю. Гид в это время говорила об одном из немногих отреставрированных, но не уверена, о нем ли шла речь.
Пожарная каланча - единственная в Удмуртии, и одна из немногих, сохранившихся в архитектуре Урала. Построена в 1887 году пермским купцом-подрядчиком Драгуновым.
Здесь у нас была остановка возле сувенирного магазина. Рядом с каланчой расположились торговые палатки местного рынка.
А это снова вид из окна автобуса.
В Сарапуле сохранилось много деревянных домов с красивой резьбой, но все они промелькнули, как мираж, а про единственный дом, который я успела ухватить в кадр, гид сказала, что он наименее интересен, потому что его отделка - новострой.
А вот на этом доме все настоящее, элементы резьбы имеют какой-то смысл, но я на слух плохо запоминаю, поэтому ничего не скажу. Но с предыдущим домом определенно есть сходство.
После этого, сделав круг по городу, мы вернулись в порт, а оттуда пешком поднялись с зданию бывшей водокачки, построенной в 1910 году по заказу городского главы П.А. Башенина. По прямому назначению станция работала до середины 1980-х годов. Сейчас, после реконструкции (к старому зданию с двух сторон пристроены дополнительные помещения), в ней располагается ресторанно-гостиничный комплекс. Территория вокруг ухожена, высажены цветы, все очень красиво, только комаров много.
Фотографировать вблизи против солнца я не стала - здание лучше всего видно с реки.