Нууу... в общем, могу подытожить и рассказать лично про себя.
1. У нас в фирме есть такой документ, называется Правила поведения на маршруте. Его подписывают туристы в начале тура, а также он опубликован в каталоге у нас, на сайте. Конечно, никакой юр. силы в случае претензий имхо, он, не имеет, но дисциплинирует.
Там написано, что .. цитирую:
Цитата:
1. Вам необходимо иметь при себе паспорт и деньги на протяжении всего путешествия.
2. Вам следует строго придерживаться назначенного гидом времени сбора группы и внимательно слушать все объявления в автобусе, потому что для выполнения программы поездки гид и водители обязаны строго придерживаться графика движения.
3. В случае возникновения непредвиденной ситуации Вам нужно обратиться за помощью к гиду, а при отсутствии такой возможности – к полиции.
4. В случае Вашего опоздания Вы будете вынуждены самостоятельно догонять группу или возвращаться в Россию. Все расходы, которые Вы при этом понесете, целиком ложатся на Вас.
5. Факт Вашего опоздания будет немедленно оформлен соответствующим актом с подписями гида, водителей и представителей группы туристов.
6. Фирма не несет ответственности за багаж, оставленный в салоне или багажнике автобуса ПОСЛЕ окончания поездки.
7. Лица, намеренно нарушающие общепринятые нормы поведения и препятствующие проведению поездки, могут быть сняты гидом с маршрута.
Есть там и другие правила.. про страховку например, что здесь активно обсуждалось. Не цитирую, но суть в том, что гид должен помочь и берет на себя эту ответственность, ТОЛЬКО если это не влечет за собой изменение программы тура и есть такая возможность.
2. Не ко всему в жизни можно подходить формально. Типа обязан\ не обязан. Есть и человеческие чувства, что и отличает человека от машины. Если мой турист попал в беду, ЛИЧНО Я из кожи вон вылезу, чтоб и программу сделать, и человеку помочь.
Но при этом я не позволю никому сесть мне на шею, и кричать что-то о том, что я должна, а что - нет. Это я знаю лучше любого туриста.
3. Опять-таки говорю только за себя. Я люблю своих туристов и стараюсь относиться ко всем хорошо, но соблюдение правил всеми членами группы - залог успешной поездки. Поэтому еще в начале тура говорю людям, чтобы мой телефон, сам телефон, страховку, паспорт и деньги они должны держать при себе всегда, как только покидают автобус. Плюс работать надо так, чтобы люди всегда знали, что их ждет, когда, чтобы организация была четкой. Для этого миллион простых и элементарных приемов, которые почему-то не все применяют (назначать время отъезда и место встречи в микрофон в автобусе, а не на земле уже, когда кто-то отошел, кто-то не услышал и т.д., рассказывать о построении программы заранее, а не по ходу дела и на вопросы стандартные отвечать заранее, а не в последний момент - как пользоваться парижским метро, куда сходить, где магазины, где поесть, где туалеты и т.д.). Тогда легче работается.
4. Про оплату. Я работаю в Санкт-Петербурге, поэтому большинство туров у нас идут через Скандинавию с использованием паромных переправ. И большинство питерских автобусных турфирм нанимают нас и как гидов, и как сопровождающих. То есть мы и путевую информацию ведем по стране, и экскурсии в городах, и орг. вопросы решаем. Часто при хорошей работе орг. вопросов не видно, и туристы даже не задумываются о том, что это тоже входит в наши обязанности и что это отнимает силы и время. И слышишь такое: "Хорошая у вас работа - любимая, по городам ездите, интересные истории рассказываете, еще и деньги получаете". Считаю это комплиментом, так как хорошую работу - не видно. Точнее, не видно усилий при ее выполнении. И считаю, что все орг. моменты и неприятные ситуации туриста касаться не должны. Это МОЯ работа.
Так вот платят за все эти прелести совсем немного - в СПБ принята ставка по 60 евро в день. Проживание, питание вместе с группой. То есть никто мне ни за обеды ни за ужины не доплачивает. Если я например в городе не была и экскурсию ведет местный гид, платят по 30 евро в день. Если же в городе работают ТОЛЬКО местные гиды (Прага, Рим, Флоренция, Венеция и др.), то оплата не снижается.
При этом окладов, конечно, нет, и мой доход зависит от наличия поездок. Вот сейчас их нет, например. При такой маленькой оплате я не считаю свою работу собачьей, как кто-то выразился тут. Получают также гиды и %% с доп. экскурсий. Поэтому нам ВЫГОДНО работать хорошо. Когда ты хорошо рассказываешь, все супер, люди поедут за доп. плату на экскурсию, и им денег не жалко. А если ты придурок - так никто и не пойдет, лучше сами съездят или просто погуляют в городе.
Водители получают в среднем 10% от стоимости аренды автобуса. Для разных стран это разные цифры соответственно. Мои соотечественники - в среднем по 40-45 евро в день каждый. Питание и т.д. - тоже с группой.
Тут же хочу сказать про чаевые. Лично я никогда не пускаю конвертов. Ни для себя, ни для водителей. Исключение - европейские водители (испанцы, например). Там я говорю туристам, что да, здесь так принято. Потому что иначе меня испанец просто не поймет. Но брать на себя обязанность вводить эту традицию в наш обиход не буду, т.к. часто это туристам не нравится, воспринимается в штыки (читайте хотя бы этот форум, некоторые комментв в ветке).
Несколько раз было так, что туристы сами давали чаевые, но как-то даже стеснялись при этом, что ли. Как-то 2 женщиныподошли и сказали, мы Вам хотели подарок подарить, но вот не знаем, что.. поэтому, пожалуйста, мы вот тут открытку подписали. Я им - спасибо, класс. А там в открытке были денюшки )).
Как-то туристы открыто собрали конвертик, и потом в микрофон говорили и его вручали. Но чаще всего дарят подарки, что приятно. Сувениры, открытки, даже что-то стен газеты делали, стихи читают, книги, шоколад, ликеры всякие вкусные, что-то из их городов и селений. Приятно.
5. Случаев экстремальных ситуаций с туристами да и просто разных случаев я могу рассказать на целый форум.. работаю не так давно, но 5-летний опыт дает определенный багаж баек. Могу рассказать про женщину, которая сломала ногу в Испании в Валенсии и я ее в Мадриде возила по больницам и врачам, вела все переговоры со страховой (ночью, а с утра экскурсия по Мадриду), высылала ее в Москву на самолете за счет страховой, договариваясь с испанскими врачами, чтобы они немного приукрасили для страховой ее историю болезни. Женщина плакала в аэропорту Мадрида Барахас, висела у меня на шее, дарила подарки, клялась, что мне по гроб жизни будет благодарна. По приезду в Питер она написала в фирму претензию содержания типа "сломала ногу по вине гида, т.к. он очень быстро шел на экскурсии". В личном разговоре сказала, что извини, Света, дорогая, но деньги очень хочется вернуть за путевку, половину из программы которой я не посмотрела.
Могу рассказать про туриста, которого пришлось сдавать полиции в Германии, так как он ПИЛ. Не выпивал пивка или винца, а именно ПИЛ. Становился агрессивен, поступили жалобы от группы. Сдали полиции. Что с ним было дальше - не в курсе.
Могу рассказать, как жена оставила на пароме непроснувшегося от ночной гулянки мужа. И сказала мне - да поехали, Свет, сам доберется - я ему паспорт в кармашек положила.
Случаев - вагон и маленькая тележка.
Помню, как неудачно села в Страсбурге кушать. При этом про питание в Страсбурге было рассказано 2 или 3 раза (в автобусе, на экскурсии при непосредственном приближении к зоне ресторанов, а еще раз - после экскурсии с демонстрацией слов в меню рядом находящегося ресторана - что вкусно). Села, сижу. Ем. Было лето, тепло, я села на террасе своего любимого ресторанчика. Это было стратегической ошибкой. Каждый, кто проходил мимо - тыкал пальцами в мою тарелку,спрашивал, как это называется (напомню, все было заранее рассказано), сколько это стоит и нет ли свободных мест в этом же ресторане
.
Короче, я люблю своих туристов.
Итого: будьте взаимновежливы, соблюдайте правила, выбирайте хорошего гида и фирму, и все будет хорошо.
P.S. Да, кстати, я лично сама НИКОГДА не езжу организованными турами. Прилетаю, беру машину напрокат, еду куда хочу, купаюсь на море, езжу в маленькие городочки-деревеньки, куда не ездят туристы массово, дегустирую сыры, езжу в горы. Короче, что хочу. И не потому что нет хороших туров, а вот просто так сложилось.