Озеро Лугу китайцы приберегают для себя, находится оно на стыке двух провинций – Юньнань и Сычуань. Иностранных туристов здесь не более 1% (лично мы никого не видели). Инфраструктуры практически нет; по берегам раскиданы несколько рыбацких деревушек, в которых имеются немногочисленные отели и гестхаусы, в основном используемые жителями других провинций для корпоративного отдыха. Развлечения – катание на лодках, велопрогулки (по периметру озера проложена асфальтовая дорожка), трекинг по окрестным горам, вечером – кое-где караоке. Слышали мы это караоке, смеялись до слез. Да и о какой инфраструктуре может идти речь, если с внешним миром озеро соединяет только та дорога, по которой мы приехали. Нет, есть еще одна дорога, ведущая в Сычуань; проблема в том, что ведет она на космодром Сичан (кажется, так он называется), так что по ней туристов точно не повезут. Правда, ходят слухи о намерениях правительства построить около Лугу аэропорт (и тогда прощай, аутентичность, здравствуй, туриндустрия).
Но самая главная изюминка озера Лугу – традиции его жителей. Живет здесь народность мосу, которая не так давно открыла для себя внешний мир, и где до сих пор существует матриархат. Люся нам много об этом рассказывала, но лучше прочитать здесь:
Интересные открытия преподнесло изучение жизни народности Мосо (Mosuo), в провинции Сычуань (Китай), которые живут в типичном матриархальном укладе, не изменившимся с самых древних времен. Изучение матриархального уклада народности Мосо опровергает распространенное заблуждение о бесправии мужчин в матрицентрированном обществе. У мужчин в племени Мосо — своя важная функция: они отвечают за ритуалы, защиту, молятся о благополучии семьи. В принятие важных решений касающихся жизни и благополучия племени их голос так же далеко не последний. При этом в племени наличествуют все основные признаки матриархата, мужчина никогда не покидает семью матери, не занимается воспитанием своего ребёнка, да и имя отца ребёнку зачастую неизвестно. Воспитанием детей активно занимаются мужчины семьи — братья матери. Привычное сызмальства всем народам слово «отец» в лексиконе Мосо отсутствует. Однако матриархальные семьи Мосо — часто многодетные, даже несмотря на ограничение рождаемости Китае в последнее время.
Мосо проживают на северо-востоке провинции Юнннань и на территории провинции Сычуань, на берегах озера Лугу на границе провинций Сычуань и Юннань проживает около 50 тысяч человек, в уезде Нинлан провинции Юннань и в уездах Яньюань, Мули провинции Сычуань проживают 40 тысяч человек. У мосо есть свой язык, который относится к тибето-бирманским языкам, но нет письменности. Мосо единственная народность Китая, которая живет при матриархате.
Их религия шаманизм «даба», во многом похожий и имеющий родство с шаманизмом «дунба» народа наси, но находящийся на более низком уровне развития. Религиозные обряды справляют шаманы даба, у них нет стройной религиозной системы, нет священных книг, нет монастырей, нет религиозной общины. Есть только несколько десятков заклинаний и небольшой текст, предназначенный для гадания, записанный 32-мя примитивными пиктограммами.
Мосо проживают в деревянных домах. В каждом доме есть два столба, которые являются опорой. Они делятся на мужской и женский. Оба столба должны быть сделаны из ствола одного дерева: женский из нижней части, а мужской из верхней, что символизирует равенство мужчины и женщины, а также то, что женщина считается корнем, основанием семьи, а мужчина — верхушкой. В каждом доме находится очаг, который является сердцем семьи, поэтому огонь в нем никогда не должен гаснуть. Все важнейшие церемонии в семье и собрания происходят у очага.
Главой семьи является самая пожилая и работоспособная женщина, которая поживает в отдельной постройке. Женщины, достигшие совершеннолетия живут на втором этаже, в т.н. тереме, а мужчины, братья и дяди, на первом. На втором этаже есть окна, выходящие наружу, через которые «приходящие мужья» приходят к женам.
Мосо один из древнейших народов провинции Юннань. Их историю можно проследить в различных китайских письменных источниках начиная с 111 г. до н.э., на протяжении 2000 лет.
У мосо проживающих в разных районах обычаи несколько отличаются. Наиболее характерным является обычай визитного брака, распространенный у мосо проживающих в районе Юннин. Днем во время совместных песен и плясок юноши и девушки стараются показать свою заинтересованность партнеру. Если интерес взаимный, то можно налаживать отношения. Ночью юноша приходит к девушке, и они вступают в связь, которую называют а-сяо, а национальности наси в Юннане называют ася. Все любовные отношения проходят под покровом высочайшей секретности, только мать девушки знает, кто любовник ее дочери. Встречи происходят у женщины дома, и исключительно ночью. Когда мужчина приходит, он бросает камешек в окно возлюбленной, девушка, услышав звук, открывает дверь внизу и впускает его. Влюбленные проводят вместе всю ночь, а рано утром, пока все спят, он тихонько уходит. Для народности мосо подобные отношения между мужчиной и женщиной являются нормой, они основываются только на взаимном чувстве и не имеют ничего общего с реальным миром, с социально-экономическим положением в обществе.
Несмотря ни на что, такие отношения являются достаточно прочными. Если же одна половина вдруг разлюбило другую, необходимо вернуть все доказательства любви своему партнеру и намек будет понят. После того, как отношения завершены, можно искать себе нового партнера. Ни в коем случае нельзя вступать с отношения с кем-то другим, не закончив свои отношения с предыдущим партнером, этого принципа мосо придерживаются строго. Если вдруг в таких отношениях появляется ребенок, то женщина берет на себя все заботы о его воспитании и содержании, даже после рождения ребенка мужчина и женщина продолжают жить раздельно. Мужчина не несет никаких обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка.
Конечно, время идет и все меняется, находятся мосо, которые официально оформляют отношения, играют свадьбу, но их все же отношения отличаются от традиционных патриархальных отношений, к которым мы все привыкли. Такие отношения мосо называют «один муж – одна жена». Чаще всего муж входит в семью жены и очень редко женщина уходит в семью мужа. Иногда даже муж и жена продолжают жить раздельно, каждый в своей семье, каждый заботится о членах своей семьи, они не ведут совместного хозяйства, у них нет совместного имущества. Но и такие отношения не намного прочнее традиционно принятых, т.к. муж и жена часто не регистрируют их официально, если чувства ушли, или в семье жены или мужа достаточно работников, и при согласии родственников, такие отношения легко расторгнуть. После того как отношения завершены, можно искать себе новую пару и никто не может порицать бывших супругов.
Мосо проживающие совместно с другими народами: тибетцами, наси, пуми и ханьцами испытывают на себе их влияние. Кроме того, когда деревни отрезаны друг от друга и визитный брак становится невозможным, мосо выбирают модель отношений «один муж — одна жена».
Особенности семейной жизни у мосо: Главное и самое высокое место в семье занимает женщина. Все члены семьи это дети, внуки и правнуки одной матери. Мужчины мосо не женятся, а женщины не выходят замуж. Женщина всю жизнь живет в доме своей матери, а мужчина в доме своей матери, отсчет родства ведется по материнской линии, все имущество тоже передается по наследству по материнской линии. Ребенок, который рождается в таком браке, живет в доме своей матери. Сестры матери относятся к нему, как к своему родному, а его мать также относятся к детям своих сестер. Всех их дети называют мамой.
Другая особенность состоит в том, что немалую роль в семье играют не только женщины, но и мужчины по материнской линии, так называемые дядья, братья матери. Часто говорят, что у мосо мужчины отвечают за ритуал, а женщины за хозяйство. Всеми ритуалами, большими покупками, обменами и общением с внешним миром заведуют мужчины, женщины же заняты распределением работ по хозяйству, работами по дому, распоряжаются деньгами и имуществом. Поэтому по сути мужчины и женщины у мосо равны, а их обязанности четко распределены.
Все члены семьи по материнской линии мосо проживают вместе как одна большая семья в мире и согласии, относятся к друг другу с терпением и уважением. Дети и старики окружены вниманием и заботой.
Наконец, из таких больших семей очень редко выделяются семьи, или почти не выделяются. Обычно в маленьких семьях живет не менее десятка человек, а в больших сразу несколько десятков. Мосо считают, что совместное проживание способствует благосостоянию семьи, позволяет распределить обязанности, кроме того, согласно традиционным представлениям мосо выделение семьи означает неуважение к предкам, влечет за собой ссоры и передел собственности. Вместе и детям веселее в большом коллективе и старики на склоне лет не страдают от заброшенности и одиночества.
Мужчины мосо воспитывают своих племянников и племянниц, которые рождаются в браке их сестер с другими мужчинами, поэтому в жизни каждого мосо особую роль играет дядя, которому относятся с большим уважением. Если родному отцу вздумается наказать своих детей, ему придется согласовать этот вопрос с их дядей. Своего дядю мосо зовут А-ву. Также они зовут и своего родного отца, чтобы выразить ему свое уважение.
Так как все женщины семьи мосо относятся к детям своих сестер как к родным, то про детей мосо говорят, что они порой не знают, кто их родная мать. К своим двоюродными братьям и сестрам мосо относятся, как к своим родным братьям и сестрам. Для них нет никакой разницы, всех их они называют А-ми.
Все мосо знают своих отцов. Когда новорожденному ребенку исполняется первый месяц жизни, мать должна пригласить отца ребенка и таким образом установить отношения между отцом и ребенком. В новый год и по другим большим праздникам дети обязательно посещают дом отца, отец же может дарить им подарки. Отец также обязан посетить один из важнейших ритуалов – совершеннолетие. Но отец не занимается воспитанием и образованием своих детей, вместо этого он растит детей своих сестер, поэтому его отношения с племянниками более близкие, чем с его родными детьми. Поэтому часто говорят, что мосо не ведают своего родного отца.
Мосо становятся совершеннолетними в 13 лет, после этого они могу вступать в брак. Но в последнее время молодежь начинает отношения довольно поздно, в первый раз вступают в брак в 16 лет, а то и в 20 лет. До совершеннолетия все дети, мальчики и девочки носят длинные льняные рубашки, и их одежда мало, чем отличается. Девочки мосо, только достигнув совершеннолетия, могут носить юбку, первая примерка юбка это один из самых важных ритуалов в их жизни. Всю ночь дети проводят в гуляниях со сверстниками, а ритуал начинается с рассветом. Ритуал проводится матерью или дядей, если у девочки нет ни матери, ни дяди, тогда приглашается шаман даба, который с помощью гадания определяет, кто будет проводить ритуал.
Девочка наступает на мешок с зерном и кусок свиного сала, а мать надевает на нее юбку. Затем начинается ритуал благодарения собаки, девочка зовет ее в комнату и кормит ее рисом и салом, благодарит собаку. По достижению совершеннолетия девочка должна отпустить косу. Кроме того, она может носить различные украшения, серьги, кольца, браслеты, начинает жить в т.н. тереме.
Мальчики по достижению совершеннолетия одевают штаны, церемонию проводит дядя, мальчик также выходит из дома, призывает и кормит собаку, благодарит. Мальчик также должен перепрыгнуть крышу с копьем в руке. Копье – оружие, которое мосо использовали издревна. Дядя привязывает к копью флаг из ткани и нож, который теперь мальчик будет носить с собой всю жизнь. После переодевания, шаман даба читает заклинания, после этого мальчик бьет поклоны гостям и поит их вином из коровьего рога.