13 июля: «Князь» и Гроза.
Нет, я не забыла поставить кавычки, Гроза – это не театральный спектакль, но впечатлений я получила не меньше, поэтому тоже расскажу. Но все-таки надо соблюсти хронологию.
«Князь», спектакль Богомолова, поставленный в Ленкоме с участием замечательных ленкомовских актеров Збруева и Агапова. Сам Богомолов играет роль князя Мышкина. Здорово, надо сказать, играет. Как его колбасит, когда он первый раз видит фотографию Настасьи Филипповны!.. Мы в первом действии сидели в первом ряду, прекрасно было видно глаза актеров, самым сильным для меня впечатлением были вот эти вот «гляделки» с Александром Збруевым, долгие и в упор. Я проиграла
(ну просто даже не ожидала, что он не отведет взгляда так долго, да и невозможно соперничать с актером такого класса, когда он на сцене). Спектакль вообще изобилует такими сценами, когда актер сидит перед тобой на стуле, долго читает монолог или просто слушает музыку. Сам Богомолов говорит, что это спектакль о насилии над детьми, но если бы я об этом заранее не читала, вряд ли пришла бы к такому выводу. Ирина, моя подруга, с которой мы смотрели постановку, сказала, что для неё это рассказ о насилии Судьбы над людьми вообще, об их бессилии перед «падающим домом» (есть в спектакле такой образ). И вроде я готова с ней согласиться, но вот думаю, тогда многие спектакли об этом… От «Идиота» Достоевского в постановке на удивление много, но Богомолов не был бы Богомоловым, если бы не вставил в спектакль и другие произведения, не имеющие отношения не только к «Идиоту», но и вообще к Достоевскому. Тронула сцена, когда неторопливо и равнодушно сжигаются в камине-крематории детские вещи, а из трубы на авансцене на зрителей начинает течь дым. Вообще, вот эта тема равнодушия к чужой беде сквозила постоянно. Смерть детей, жуткое интервью в хосписе, судьба героини (кстати, очень понравилась актриса, Виноградова). Не поняла, зачем заменили Мышкина на Епанчина в финале, почему Рогожин именно с генералом проводит эту последнюю ночь в доме, где совершил убийство Настасьи Филипповны. Но понять все символы Богомолова вообще невозможно (ну я хочу сказать, что Я не понимаю), приходится просто воспринимать картинку целиком. Спектакль в целом понравился (за исключением одного монолога, который меня буквально усыпил), совсем не пожалела, что пошла, но смотреть его надо, сидя в первых рядах, как мы, ибо там нужна не общая картинка, а глаза актеров. В принципе, пересесть не сложно, места есть, а в антракте выбор их становится больше, Богомолова выдерживают далеко не все
. И что было совсем неожиданно – нет поклонов, просто актеры уходят со сцены и всё. Нет возможности выдохнуть и переключится на цветы – аплодисменты, уходишь с тяжелой душой.
Вооот… А потом я поехала домой. На автобусной остановке у себя возле метро встретилась с дочкой. Когда мы садились в автобус, накрапывал ненапряжный дождик… Выходили мы через десять минут в какой-то несусветный ад. Южное Тушино, как я потом прочитала в СМИ, оказалось в самом эпицентре урагана, и мы в эту жопу вляпались по самые уши. Я никогда не боялась грозы, но в эту ночь мне было страшно. Мы с дочерью и еще с двумя женщинами и мужчиной забились под козырек остановки и пытались хоть как-то защитить себя от стихии. Но наши дырявые остановки – это насмешка, щели со всех сторон. Кто-то хорошо погрел руки на их замене, старые хоть были из сплошного стекла, а в этих дыры сантиметров восемь, ни от дождя, ни от ветра не спрячешься. Ладно, про нашего градоначальника даже говорить не хочется. Вода лилась стеной, и эта стена горизонтально неслась по улице и обрушивалась на нас холодными струями. Под ногами текли ручьи, ветер рвал из рук зон, и его пришлось закрыть, толку от него не было никакого (я пыталась закрыть им эти щели за спиной). Редкие машины останавливались и жались к тротуару, ехать было невозможно. Ветки долбили по остановке. Единственное, от чего она нас защитила – это град. Он стучал по стеклу, но нам не вредил. Женщина рядом с ужасом шептала: «Когда же это кончится, сейчас остановку просто сорвет». Молнии и гром сменяли друг друга каждую секунду. В двух шагах, через дорогу от нас, был фитнес-клуб, люди там бежали по беговым дорожкам перед стеклянной стеной, выходящей на остановку, и смотрели про нас кино. Добежать туда –одна минута. И пустили бы наверняка, не звери же. Но мы понимали, что не добежать, сдует, смоет, шоссе превратилось в ручей, а главное – сверху придавит потоком воды и градом. А я в длинном летнем сарафане, открытом и стесняющем движения… Не знаю, сколько продолжалось это безумие, минут десять-пятнадцать, наверное, но нам мало не показалось. Град прекратился, и я решила бежать домой, все равно были мокрые насквозь. Воды было выше щиколотки, но ливень уже шел вертикально, мы переплыли шоссе и пошли к дому. Бежать не получалось, узкое платье прилипло к ногам и мешало движениям, да и без толку бежать. Боялась только, чтобы не долбануло веткой с дерева или молнией (особенно, пока шли через дорогу по воде, от молний было страшно, да и под деревьями потом тоже). Дома наклонилась, чтобы расстегнуть босоножки – из уха потекла струйка воды… Косметика размазалась, волосы слиплись, в общем, красота была неописуемая… Но ничего, отлепили от себя мокрую одежду, согрелись под горячим душем, напились чаю с травяным бальзамом – слава Богу, живы. Цари природы, блин! Дочь еще была с самокатом, порадовалась, что вымыла его в этом ручье, пока переплывали… Так что хоть какая-то польза. Но это дома уже было до пользы, а на остановке я в какой-то момент была близка к настоящему отчаянию, казалось, нам не спастись, почувствовала себя жалкой щепкой, которую сейчас просто смоет, или замерзну насмерть, с трудом взяла себя в руки. Хорошо, что хоть не по одиночке были, а вместе, не так страшно.