Старый хурул - Сякюсн-Сюме не такой уж и старый. Открыт был в 1996 году. Место строительства было освящено Его Святейшеством Далай-ламой XIV во время второго визита в Калмыкию в сентябре 1992 года. Строился хурул на пожертвования прихожан и личные средства первого Президента Калмыкии К.Н.Илюмжинова. (Очень уважаемый в республике человек, он и на самом деле многое для нее сделал).
[i]Церемония освящения хурула - "раднэ" была совершена Его Святейшеством Далай-ламой XIV во время третьего визита в Калмыкию 1 декабря 2004 году. Совершение именно церемонии "раднэ" означает, что хурул становится настоящей обителью божеств.[
Хурул построен по проекту архитектора В. Гиляндикова. Облик храма исполнен в тибетском стиле и дополнен скульптурами В. Васькиным и П. Усунцыновым, живописью А. Поваева, Г. Нуровой, О.Глушковой, Е. Манжеевой, резьбой по дереву и культовой символикой Н. Галушкина и В. Куберлинова[5]. Высота храма составляет 20 м, длина – 24 м, ширина – 19 м. Нижняя часть выполнена в стиле типичном для тибетских монастырей, верхняя часть выполнена в традиционном стиле восточной двухъярусной пагоды. Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры – Колеса Учения. По бокам две лани, слушательницы первой проповеди Будды.
У входа в храм расположены молитвенные барабаны кюрде, которые вращают по часовой стрелке при входе и выходе. На территории храмового комплекса "Геден Шеддуб Чой Корлинг", помимо сюме, имеется домик для лам, находится 3 субургана (ступы).
Интерьер
На первом этаже расположены: вестибюль с тремя входными дверями (над входом обязательный атрибут – лани, на дверях – защитники сторон света локапалы), большой молельный зал, алтарь, в центре алтаря - большая статуя Будды Шакьямуни (высотой – 3,5 м, автор - скульптор В. Васькин), покрытая сусальным золотом. Будда сидит в позе «падмасаны» и держит в левой руке чашу – патру, правая рука опущена в традиционном жесте. Волосы, поднятые на темени в пучок «ушниша», удлиненные мочки ушей и третий глаз «урна» (в виде большого драгоценного камня) – черты облика Просветленного. В центре висит знамя Геолцин – символ победы Будды Шакьямуни над пятью чувствами.
Роспись стен выполнена в соответствии с традиционными буддийскими канонами храмовой живописи. Слева и справа от статую Будды находятся панно с изображениями божеств: слева – божества, дарующие долголетие, - красный Амитаюс, Белая Тара и Ушнишавиджая; справа – четырехрукий Авалокитешвара, бодхисаттва сострадания, Ваджрапани, хранитель веры, покровитель монгольских народов, и Манджушри, бодхисаттва мудрости. В молельной части в центре изображен Цзонхава с двумя учениками – Гьялцабом и Кедрупом. У него в руках цветы лотоса, на которых лежат атрибуты Манджушри. Наверху – Майтрея – грядущий Будда. Внизу, справа – монах с опахалами и другими атрибутами веры. Фигуры соединены между собой бело-розовыми облаками. В глубине алтарной части храма находятся статуи главных божеств буддийского пантеона, Тар – милосердных помощниц бодхисаттвы Авалокитешвары, фигуры хранителей веры.[/i]