Selena писал(а):
Форс-мажором являются всякие непредвиденные непреодолимые катаклизмы типа войны, природных катастроф, забастовок, проблем на дорогах и т.п.
Так утеря паспорта разве может быть предвиденной??
А если у кого-то внезапный приступ аппендицита??? То же предвиденный?? Гид так же долден позвонить в скорую, оставить туриста на дороге, а сам преспокойно ехать дальше со всей группой??
Селена, я не гид и не представитель турбизнеса, поэтому могу только, как и Вы, рассуждать здесь вслух. Но рассуждать я стараюсь не со своей или с чьей-то еще колокольни, а с нейтральной юридической стороны - так будет правдивее, даже если и неприятно это слышать. Ведь мы здесь это обсуждаем не для того, чтобы кому-то приятно почитать было, а чтобы люди знали, на что могут расчитывать в поездке, а на что нет, и в зависимости от этого правильно готовиться к поездке и оценивать свои силы, так? Раньше я сама могла в туре спокойно убежать на прогулку без документов, мобильника и даже денег, а теперь, понимая, что меня могут где-нибудь там бросить (ну мало ли что?), я все это ношу с собой, да еще в блокнотике выписываю адреса и телефоны посольств и других мест и людей, к которым я смогу обратиться за помощью.
Итак, теперь по теме. В договоре перечисляются конкретные случаи форс-мажора, в которых турфирма не несет ответственности перед туристами за срыв программы. Потеря паспорта одним из туристов, запой (вспомните чешский случай с Вовой) и аппендицит среди них не значатся. Как должен вести себя гид в случае болезни туриста, я понятия не имею, и не дай Бог узнать. Наверное, существуют специальные договоренности по линии медицинской страховки. Опять же, лечебные учреждения по пути следования автобуса встречаются чаще, чем посольства, так что завезти туриста в больницу - не проблема. Я знаю случай, когда туристу срочно потребовалась психиатрическая помощь. Гид поместил его вечером в психиатрическую клинику города, где ночевала тургруппа, а наутро забрал "подлеченного" туриста и повез дальше. Но это была головная боль только гида, маршрут и отдых остальных туристов при этом никак не пострадал.
Гиды, как правило, люди опытные, отзывчивые и предприимчивые, они скорее всего найдут способ не только проинструктировать, но и доставить туриста в посольство, а может, посадят его в такси и договорятся, чтобы кто-то из коллег, находящийся рядом с посольством, встретил и помог, может, будут инструктировать попутно по телефону - да мало ли способов существует, чтобы помочь человеку. Но все-таки потеря паспорта - случай, к сожалению, предвиденный и нередкий, и любой турист должен быть готов к тому, что в посольство придется ехать без гида, не срывая поездку всей группе. Юридически это так и есть, нравится нам это или нет.